"православный" сталинизм
На модерации
Отложенный
Думаю, в наше время многие согласятся с тем, что марксизм-ленинизм является религией со своим вероучением, догматикой, катехизисом, нравственностью, обрядами и церемониями.
Более того, уже обладая сегодняшним опытом, мы вполне можем его классифицировать как идеологическую основу для апокалиптической тоталитарной секты, сравнимой с такими известными нам сектами, как «Свидетели Иеговы», «Движение объединения» Муна, «Аум Синрике» или «Общество сознания Кришны».
Причем секту, несомненно, имеющую христианские корни, хотя и давно отделившую себя от них (как те же иеговисты, мормоны или «Богородичный центр»).
Когда вглядываешься в марксистский катехизис – ту историософскую схему, которая всего пару десятилетий назад была единственно допустимой в нашей стране, замечаешь множество параллелей между ним и христианским взглядом на мир и историю.
Только, необходимо сразу отметить, в этом внешне близком подобии христианства нет места Самому Христу.
Эта схема основана на типичной для сект подмене понятий, или, выражаясь модным ныне языком, смене парадигм.
Вот как это происходит в марксизме-ленинизме, Бог заменяется «исторической необходимостью», определяющей посредством классовой борьбы смену общественно-экономических формаций.
Как ей и положено, история человечества начинается с рая, но с рая коллективного – с так называемого первобытного коммунизма, в котором живут пещерные люди.
Врата рая закрываются для людей после грехопадения – и этим грехопадением является появление частной собственности.
Как, помнится, было написано в одном школьном учебнике, катастрофа произошла, когда первый человек сказал: «Это мое».
Рай был закрыт, коммунизм кончился, начались страдания, началась эксплуатация человека человеком.
Однако, как мы знаем, после падения должно быть дано обетование грядущего избавления.
Оно появляется в учении и деяниях праотцев и пророков – философов-моралистов и вожаков народных восстаний. Головорез-гладиатор, грабитель, беглый каторжанин – все они, возглавив очередной бунт, становились благороднейшими и самоотверженнейшими людьми, идеалистами-мечтателями, рыцарями без страха и упрека и обеспечивали себе место в советском пантеоне славы.
Но грех частной собственности еще не был искуплен, и историческая необходимость, которая включилась в работу сразу же после грехопадения, не позволяла им прийти к власти.
Их восстания, несмотря на невероятные начальные успехи, в конце концов каким-то образом подавлялись, и все возвращалось на круги своя.
Один из творцов нового мифа – пролетарский поэт Маяковский в своей поэме «В. И. Ленин» замечательно выразил это поступательное движение истории.
Со всей мощью своего таланта он описывает человеческие страдания и беспросветную жизнь трудового народа. Единственное, что помогает людям жить, – это надежда на грядущее избавление и сопутствующую ему священную месть.
«Приходи, заступник и расплатчик», – стонал несчастный, замордованный народ.
«Он придет», – отвечали пророки-материалисты.
Правда, их собственное появление, так же как и смена формаций, было предопределено той же самой неподкупной и неумолимой исторической необходимостью, ибо каждой формации суждено пройти высшую точку своего развития и под напором классовой борьбы уступить место последующей – более прогрессивной, чем предшественница.
Феодализм более прогрессивен, чем рабовладельческий строй, капитализм – чем феодализм, и так далее.
Дела и пророчества философов-материалистов и главарей бунтов кульминировались в личности и творчестве Карла Маркса, который, подобно Моисею, заключил «ветхий завет» с зарождающимся пролетариатом и основал «ветхозаветную общину».
«Время родило брата Карла», – пишет классик Маяковский.
А неразлучный друг (и брат по коммунизму) Маркса Фридрих Энгельс, так любивший порассуждать на темы религии, философии и естествознания, несомненно, играет при нем роль первосвященника Аарона.
Первым среди всех живших на земле пророков Маркс назвал имя бога (историческая необходимость), его инструмента (классовая борьба) и определил корень зла и страданий человечества.
«Маркс раскрыл истории законы», – формулирует его роль Маяковский.
Носителем метафизического зла в истории и причиной всех несчастий, как и следовало ожидать, оказалась частная собственность.
Маркс разрабатывает учение о передовом классе, читай – богоизбранном народе-пролетариате, и основывает институт священства, состоящий (хотя бы теоретически) из передовых представителей пролетариата, – Первый Интернационал.
Были в нем и свои предатели, и свои бунтари. Как в стане евреев Дафан и Авирон восстали против Моисея и Аарона и были извергнуты из земли живых, так и Бакунин восстал против Маркса с Энгельсом и был исключен из Первого Интернационала.
Начал складываться канон марксистского «священного писания».
Но если в заповедях Моисеевых первая фраза говорит о Боге: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2), то заповеди нового Израиля, пролетариата, – «Манифест коммунистической партии» – начинаются со слов о привидении: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма».
Как Моисей не смог войти в Землю обетованную, так и Маркс не дожил до воплощения своих идей на земле, но, согласно учению советского катехизиса, бородатый пророк, уходя, предсказал появление грядущего мессии-освободителя.
«Он придет, придет великий практик», – такие слова вкладывает в его уста тот же Маяковский.
После смерти Маркса и Энгельса руководство рабочим движением постепенно переходит в руки оппортунистов-фарисеев.
Оно нуждается в радикальном обновлении.
Храм коммунизма должен быть очищен от мелкобуржуазных торговцев и менял.
И наконец историческая необходимость дарует миру избавителя-мессию.
Вот что пишет об этом тайновидец Маяковский:
Коммунизма призрак по Европе рыскал, уходил и вновь маячил в отдаленьи…
По всему поэтому в глуши Симбирска родился обыкновенный мальчик Ленин.
Несомненно, Маяковский намекает, что Ленин был зачат от духа коммунизма. Историческая необходимость послала тот самый призрак, который вдохновлял Маркса и Энгельса и раздувал спасительный пожар классовой борьбы, воплотиться в теле провинциального мальчика Володи Ульянова.
Та же самая идея уже без всяких экивоков выражена наследником Маяковского Вознесенским:
…Я думаю, что гениальность
Переселяется в других.
Уходят времена и числа.
Меняет гений свой покров.
Он – дух народа.
В этом смысле
Был Лениным – Андрей Рублев.
Как по архангелам келейным,
порхал огонь неукрощен.
И, может, на секунду Лениным
Был Лермонтов и Пугачев.
Но вот в стране узкоколейной,
шугнув испуганную шваль,
В Ульянова вселился Ленин,
Так что пиджак трещал по швам!
Он диктовал его декреты.
Ульянов был его техредом.
Нацелен и лобаст, как линза,
он в гневный фокус собирал,
Что думал зал. И афоризмом
Обрушивал на этот зал.
И часто от бессонных планов,
упав лицом на кулаки,
Устало говорил Ульянов:
«Мне трудно, Ленин. Помоги!»
Когда он хаживал с ружьишком,
он не был Лениным тогда,
А Ленин с профилем мужицким
Брал легендарно города!
Итак, Ленин – мессианская фигура, призванная занять место Христа.
И поскольку Владимир Ильич является живым воплощением духа коммунизма, в нем не может быть ничего инородного самому передовому учению.
Право Ленина изменять как угодно марксизм и при этом оставаться единственным до конца последовательным и истинным марксистом не может подвергаться сомнению:
ведь Ленин сам и был живым марксизмом и коммунизмом.
Отсюда же вытекает, что уже с младенчества Володи Ульянова ярко проявляется его безгрешность и гениальность.
С юных лет он осознает свое особое призвание и свою великую историческую миссию.
Второго такого ребенка никогда не было на земле. И не могло быть.
Он с детских лет мечтал о том,
Чтоб на родной земле
Жил человек своим трудом
И не был в кабале,
– объясняет ребятишкам трехкратный гимнописец Михалков.
Разумеется, нельзя не вспомнить хрестоматийное ленинское «Мы пойдем другим путем».
Интересно отметить, что семнадцатилетний подросток, еще не член никакой партии и никакого кружка, уже не мыслит себя вне коллектива: «Мы пойдем…»
Михалков подчеркивает сверхчеловеческую природу симбирского подростка:
Семнадцать минуло ему,
Семнадцать лет всего.
Но он борец – и потому
Боится царь его.
Как царь Ирод боялся младенца Христа, так и царь громадной Российской империи, оказывается, трепетал от семнадцатилетнего провинциального юноши!
Сredo, qua absurdum est! (верую, потому что абсурдно (лат.)).
Ленин приносит избавление рабочему классу в отдельно взятой стране и дает обетование избавления для всего человечества.
Он заключает «новый завет» с тем же пролетариатом и скрепляет его кровью – правда, не своей, а чужой.
Он создает «новозаветную церковь» – партию нового типа.
Краткие годы своего земного служения этот «самый человечный человек» живет аскетической жизнью, неустанно работает и отдает всего себя без остатка делу служения рабочему классу.
По словам того же Маяковского: «Ежедневный подвиг на плечи себе взвалил Ильич».
Смерть Ленина – понятие относительное. «Ленин умер, но дело его живет», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», «Ленин всегда живой», «Ленин и сейчас живее всех живых»… Да и сколько их еще, этих лозунгов-заклинаний!
И что может быть характернее факта, что труп мессии так и не был предан земле и все новые вожди подтверждали свою легитимность, выстаивая во время массовых коммунистических ритуальных действ на крыше главного культового сооружения системы – мавзолея ее основателя!
Впрочем, мавзолей играет еще более важную роль.
Это – место для прямых спиритических контактов с духом Ленина.
С мертвым вождем можно разговаривать: задавать ему вопросы, на которые он непременно ответит.
Вот как описывает этот процесс все тот же Вознесенский:
Однажды, став зрелей,из спешной повседневности
мы входим в Мавзолей,как в кабинет рентгеновский,
вне сплетен и легенд, без шапок, без прикрас,
и Ленин, как рентген, просвечивает нас.
Мы движемся из тьмы, как шорох кинолентин:
«Скажите, Ленин, мы – каких Вы ждали, Ленин?!
Скажите, Ленин, где победы и пробелы?
Скажите – в суете мы суть не проглядели?..
Нам часто тяжело. Но солнечно и страстно
прозрачное чело горит лампообразно.
«Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?»
И Ленин отвечает!
На все вопросы отвечает
Ленин!
Борьба с оппортунистами, которую Ленин вел всю свою жизнь, а также развернувшаяся после его смерти борьба с троцкизмом, зиновьевизмом, левыми и правыми уклонами весьма напоминает борьбу Церкви первых веков за чистоту православного учения.
Как Церковь, компартия имеет своих мучеников, отдавших жизнь за дело рабочего класса и грядущего коммунизма, и своих святых, служивших ему.
Вспомним тех представителей коммунистического мартиролога и святцев, чьи жития мы изучали в детских садах и школах, которым нас с детства призывали подражать.
Правда, их главные качества, за что они и были занесены в святцы, совершенно не христианские – ну, например, палач Дзержинский, стукач Павлик Морозов, грабитель и убийца Камо, но зато их всех в личной жизни отличает скромность, честность, аскетизм и беззаветная преданность идее – самые похвальные свойства.
И, как Церковь, коммунистическая партия провозглашается безгрешной, несмотря на отдельные ошибки ее отдельных руководителей.
Вокруг КПСС сложился новый коммунистический культ, также пародирующий православную церковную жизнь:
- вместо приходов партячейки с их красными уголками,
- вместо крестных ходов с иконами демонстрации со знаменами и портретами вождей и «основоположников».
- вместо церковных соборов партийные съезды и т. д.
Компартия является как бы частичкой грядущего царства в этом мире.
Это грядущее царство – или, может быть, лучше сказать «грядущая всенародная советская социалистическая республика» – коммунизм.
Коммунистическая эсхатология опять же построена по христианскому образцу.
При коммунизме круг замкнется, история завершит течение свое и прекратится смена формаций.
Люди будут счастливыми и совершенными, наука полностью покорит природу и овладеет всеми ее процессами.
Боли не будет, болезней не будет, жизнь будет во много раз длиннее, чем теперь, она будет продолжаться до полного пресыщения ею, и тогда, уставшие и счастливые, люди будут с радостью отходить в небытие, из которого все началось…
Таковы основные положения популярного катехизиса советского коммунизма, внешне смоделированного с христианского взгляда на мир и историю.
Христианство без Христа. Но так как Христос есть Истина, Жизнь, Добро, Красота, Премудрость, Мир, Счастье, Свобода и Любовь, то, избавившись от Него, марксистско-ленинская утопия лишилась всего этого и превратилась в убогий и жалкий суррогат веры, основанный на ненависти, лжи, насилии и борьбе всех против вся.
Это религия, заменившая живого личного Бога слепой исторической необходимостью, определяющей смену неких фиктивных общественно-экономических формаций.
Это религия, объявляющая человеческую личность ничем и обращающая внимание лишь на абстрактные классы.
Это религия, начавшаяся с погони за призраком и основанная на некролатрии – поклонении трупу.
Это религия, чьи служители залили потоками крови и разорили до повальной нищеты богатейшую в мире страну.
Это религия, требующая от своих адептов слепой, полной и безоговорочной веры, беспрекословного и бездумного повиновения,
Это религия, основанная на железном предопределении, рабстве и несвободе.
Это религия лжи, и христиане, знают; кого Спаситель называет отцом лжи – человекоубийцу.
Именно ее демоническим происхождением объясняется та беспощадная война, которую коммунистическая секта объявила любой иной религии, но в первую очередь – христианству, и вся диавольски хитрая изощренность методов, которые руководители секты использовали в борьбе против Церкви.
Нельзя не признать, что борьба эта во многом оказалась успешной.
Конечно, Церковь, выстояла. Но в советском обществе она оказалась вытесненной на его периферию, став для большинства граждан, поверивших космонавту, который «никакого Бога там [в космосе] не видел», маргинальным явлением и пережитком прошлого.
Церковь была вытеснена в своеобразное гетто, окруженное стеной непонимания, презрения, подозрительности и страха. Тем не менее, она выстояла, выжила и, более того, смогла пробить бреши в этой стене.
Думается, это и предрешило конечное крушение коммунизма.
"Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу."
Апостол Павел (Кол. 2:8)
https://knigogid.ru/books/811680-pravoslavnyy-stalinizm
Комментарии
но прочёл всю за один присест.