Интеллигенция это как

Intelligetia – латинское слово, означающее способность человека не столько рационально воспринимать окружающую действительность, сколько способность к восприятию этой самой действительности вообще. В российском же самосознании именно рациональность отличает интеллигентного человека от прочего народонаселения, но рациональность переносимая в основном на социальную почву. И это в корне меняет или, по крайней мере, должно менять отношение основной массы людей к представителям этой самой неоднозначной группы населения страны.

Атрибуты  интеллигентности как то: аккуратность в одежде и в поведении, еще не дают право человеку называться интеллигентным. Ведь и уголовник, вор или мошенник, зачастую имеют вполне интеллигентную оболочку, но их как-то не принято относить к этой весьма спорной социальной группе нашего общества. Уж так сложилось исторически, что интеллигенция всегда отличалась критическим отношением к власти и трепетным, как считают многие, душевным отношением к простому народу. Исходя именно из этого определения, мне захотелось посмотреть на некоторые социальные группы нашего общества дня сегодняшнего.

И так, повторю условия, которые, на мой взгляд, обязательны для получения любым из людей высоко звания интеллигента. Первое, эрудиция и связанное с ней напрямую хорошее образование. ( Диплом высшего образования, законно полученный или приобретенный на рынке услуг, еще не является свидетельством хорошего образования). Второе, работа на благо народа и, естественно, на свое благо, что должно быть в одной упаковке. Третье, уважение к чужому мнению, даже если оно диаметрально противоположное твоему. Четвертое, тактичность поведения во всем, что предполагает личную скромность. Пятое, настойчивость и целеустремленность. Можно было бы добавить еще шестое и седьмое, но тогда тест на интеллигентность, пожалуй, станет совершенно непреодолимым.

И так, начнем с самого основания пирамиды, которую представляет собой современное общество и на которой эта пирамида держится. Может ли быть интеллигентом простой работяга или сельхозпроизводитель? Ответ однозначен – не может в силу узкого круга своих занятий, не позволяющих ему поднять голову и окинуть взглядом весь мир. И даже если он попытается это сделать, призма узкой специализации исказит этот мир до неузнаваемости. Еще раз признавая, что вся современная цивилизация базируется на труде этого слоя общества, интеллигентность для них и не нужна, поскольку давно уже превратилась в их глазах в нечто не совсем хорошее, чтобы не сказать постыдное.

Следующим срезом общества могут быть инженерно-технические работники, люди с хорошим образованием, отвечающим, как и работяги, за прочность фундамента общественной пирамиды. И снова мне придется заявить нечто не совсем для них приятное: интеллигентность среди них не так уж высоко котируется и скорее явление поверхностное, наносное. Их внешний вид (костюм, галстук) не совсем гармонирует с их поведением на производстве, поскольку там требуется не только крепкая рука, но иногда даже и крепкое слово.

Следующими коснемся учителей и врачей, которые сохраняя и развивая сегодняшнее, готовят будущее. Настоящий учитель – это интеллигент по призванию, а не только по образованию. Повторю: если он учитель по призванию. Но много ли у нас сегодня таких учителей? Вопрос далеко не праздный. Сложно отыскать хоть глоток чистой воды в весенней реке, несущей в себе все накопившееся за долгую зиму. Сколько случайных людей оказалось в роли школьных и иных учителей, когда в педагогические вузы поступали потому, что в экономисты или юристы протиснуться не удалось. И если нет призвания быть учителем, как таким людям высоко держать планку своей образованности, широты своего кругозора, когда десятки озорных глаз учеников, вооруженных Интернетом, готовы в любой момент уличить тебя в некомпетентности.

С врачами куда как проще, по крайней мере, так кажется. Но там на кону человеческая жизнь и каждая ошибка – это трагедия. И уже не детские озорные глаза следят за тобой, а совсем иные. И как в таком положении сохранять высокий уровень профессионализма, если не следить за всеми новыми веяниями в медицине и не только в ней. И способен на это только человек профессионал по призванию, но никак не случайный попутчик медицины. А теперь вспомним о самом главном для этих людей, о материальном достатке. Способен ли человек быть тактичным в разговоре, когда знает, что дома холодильник почти пустой, и в голову лезут мысли сугубо утилитарные, а тут пристают с какими-то детскими шалостями или с мигренью. Слов нет, учителя и работники медицины – это интеллигенция с глубинными корнями в нашей истории. Но сколько там сегодня случайных людей…

Говорят, что в настоящее время самым значимым слоем в общественной пирамиде являются служащие всех рангов, начиная от муниципалитетов и кончая людьми, бдящими интересы самого государства. Вот здесь-то, говорят, и окопалась основная масса интеллигенции. Но так ли это?

 Давайте посмотрим, кто у нас трудится на самых различных должностях в муниципалитетах? О людях, заслуживших доверие избирателей, говорить не будем, поскольку во главе подобного учреждения может оказаться по воле избирателя кто угодно, начиная от школьного учителя и кончая трактористом Васей – лишь бы хорошо был подвешен язык и слова не всегда расходились с делами. Так вот, на постоянных должностях в этих органах самоуправления, как правило, оказываются случайные люди, не состоявшиеся профессионалы или заброшенные туда знакомством и родственными связями. Постоянные контакты с нуждающимся в помощи населением, будь то разрешение споров по границам приусадебных участков, или по поводу ржавой воды в колонках,  все это приземляет любого человека, сужает горизонт его интересов. Бюрократическая же составляющая службы цементирует все это в некий монолит, не позволяющий поднять голову и увидеть что-то за горизонтом местачковых событий.

Аналогичным образом происходит отбор служащих в более высокие структуры власти, с добавлением ко всему вышеперечисленному солидной доли подхалимства и подлости, без чего карьерные устремления человека вызывают большие сомнения. А поскольку чем выше должность в госучредениях, тем выше зарплата и иные возможности, то последние два качества приобретают превалирующее значение. Естественно, что в таком случае вести разговор об интеллигентности совершенно излишне. Точно также не стоит в этом плане затрагивать и наших предпринимателей, поскольку прибыль и альтруистические настроения – вещи плохо совместимые.

Теперь осталось только рассмотреть еще один срез общественной пирамиды, который представляют собой деятели искусства. Здесь-то, как думается, и скопилось самое большое количество интеллигенции всея страны. Хотя, если верить высказываниям отдельных представителей этой тусовки, она представляет собой настоящий гадюшник, где всякий жалит всякого при первой же возможности и делает это с располагающей улыбкой на лице. Утверждают, что во всяком правиле должны быть исключения, и это утверждение должно распространяться и на деятелей искусства. Весь вопрос только в том, численность кого среди деятелей искусства большая? Тех, кто рдеет за народ, или тех, кто презирает эту «завистливую и неблагодарную массу», именуемую русским народом.

На этом считаю нужным завершить свой краткий экскурс в российскую «интеллигентность», поскольку копать глубже, говорят, очень вредно для здоровья да и нужды в том нет никакой.