Ощущение прихода Pax China в Беларусь объясняется двумя факторами

Юрий Дракохруст задался в тексте на TUT.BY вопросом: действительно ли Китай становится новым «старшим братом» Беларуси?

– Ощущение прихода Pax China в Беларусь объясняется, наверное, двумя факторами. Первый — это банальный расизм. Культурно Китай все же от белорусов очень далек, никаких исторических корней их присутствие не имеет. Поэтому массовое сознание воспринимает их приход более остро, чем воспринимало бы приход кого-нибудь другого, более культурно и исторически привычного.

А второй фактор — это белорусская государственная политика. Белорусское государство создает ощущение гораздо большего китайского присутствия, чем оно есть на самом деле.

То ли для того, чтобы показать Москве, что для Беларуси — не одна она свет в окошке, или чтобы показать тем же китайцам, как их любят в Минске. А за добро следует платить добром. Или хотя бы просто платить. Приятно, наверное, китайцам, когда в стране на дальнем северо-западе к ним относятся так душевно.

Ну а теперь — о реальности… Да, торговля с Китаем за 22 года выросла взрывоподобно, от фактического нуля до заметных цифр. Но до каких?

До «мощных» 3−5% от общего товарооборота. Примерно в 10 раз меньше, чем с Россией. И это экономический противовес России, «старший брат» (как это понятие ни понимать)? 50% и 5% — это все же разные весовые категории.