Погромы в Москве: радикализм или настрой большинства
На модерации
Отложенный
Произошедшие в субботу, 11 декабря 2010 года, беспорядки на Манежной площади в центре Москвы, а затем последовавшие за ними в среду несанкционированные акции, являются проявлением этнического экстремизма и расовой нетерпимости.
Следует отметить, что в современном мире экстремизм выступает в роли одного из глобальных вызовов, негативные последствия которого в той или иной степени испытывают многие государства Европы. Этнический экстремизм как крайняя форма проявления национальных и религиозных противоречий провоцирует нестабильность в обществе, способствует ослаблению государственности, ускорению дезинтеграционных процессов, пропагандирует сепаратистские настроения и тем самым создает препятствия для демократического развития общества.
Для нашей страны, где проживают представители 182 народов, большинство из которых на протяжении столетий сложились как этнические общности именно на территории России, участвуя в формировании российской государственности, экстремизм представляет угрозу для сохранения ее территориальной целостности, обеспечения поступательного социально-экономического и политического развития по демократическому пути.
Данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации свидетельствуют, что если в 2004 году на территории Российской Федерации было совершено 130 актов экстремизма, то в 2005-м таких преступлений зарегистрировано 152, в 2006-м совершено 230, в 2007-м – 356, в 2008-м – 460, в 2009-м – 548. Эта динамика, правда, отражает не столько рост количества таких преступлений, сколько более точное их выявление и определение правоохранительными органами.
По оценкам правозащитных организаций, в течение первого полугодия 2010 года по стране в целом было зафиксировано 90 нападений на почве агрессивной ксенофобии, 22 человека погибли и 105 были ранены. Наибольшее число экстремистских нападений и количество пострадавших зафиксированы в Москве и Московской области, Нижегородской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Алтайском крае, Владивостоке, в Ярославской области.
Проведенное в конце 2008 года Институтом этнологии и антропологии РАН по заказу Минрегиона России социологическое исследование «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации» выявило такой заслуживающий внимания факт, что общественное сознание воспринимает некоренную часть населения не по каким-то социальным, профессиональным или возрастным параметрам, а исключительно по «этническим» признакам.
В этой связи респондентам был задан вопрос об их отношении к приезжим, который подразумевал анализ восприятия местным сообществом представителей других культур.
Результаты опроса свидетельствуют, что ситуация в данной сфере не может быть названа благоприятной, поскольку о положительном отношении высказалась лишь десятая часть опрошенных, а почти треть заявила, что относится к приезжим отрицательно (31%).
Подавляющее же большинство (почти 60%) ответили, что их отношение – нейтральное.
Представляется, что население негативно воспринимает не сам факт многоэтничного состава местного сообщества, а слишком резкие перемены в привычном составе и связанные с этим перемены в образе жизни. Сказывается отсутствие практики объяснения и анализа не только рисков, но и пользы миграции для принимающего населения, а также недостаток современного опыта установления контактов и общения между мигрантами и старожильческим населением. Такой опыт был, например, в годы Великой Отечественной войны, освоения целины и массовых спецнаборов 1960–1970-х годов.
В ходе опроса также был задан вопрос о том, можно ли считать человека «своим» (в анкете использовался вариант – «местным»), если известно, откуда он родом и сколько он прожил в данном регионе (таким образом, косвенно затрагивались стереотипы об отношениях к представителям различных национальностей).
Хотя исследование проводилось во всех федеральных округах, ответы показали устойчивость мнений. Вне зависимости от того, как долго на новом месте проживают люди, их можно считать «своими» только в том случае, если они – выходцы из центральных областей России (81% ответов), Сибири (79%) или Дальнего Востока (74%).
Что же касается тех, кто родом из северокавказских республик, то даже более чем десятилетний срок проживания на новом месте не гарантирует их признания в качестве «своих» и «местных». За такое признание высказались чуть более трети опрошенных, а две трети считают выходцев из республик Северного Кавказа чужаками, сколько бы лет те ни проживали на новом месте.
Две трети респондентов заявили о том, что нельзя назвать «своими» тех, кто приехал из закавказских государств: Армении, Грузии, Азербайджана. Свыше двух третей респондентов (68%) считают, что выходцам из среднеазиатских государств вообще не суждено стать «местными» в России. Можно предполагать, что и детей приезжих, родившихся в нашей стране, российское общественное мнение также склонно рассматривать в качестве «чужаков».
Приведенные ответы респондентов свидетельствуют о невысоком потенциале этнической толерантности, слабой подготовленности гражданского сознания к восприятию этнокультурного многообразия в лице существующих национальных меньшинств, а также указывают на необходимость консолидации усилий всех органов государственной власти, правоохранительных структур, институтов гражданского общества по проведению, прежде всего в молодежной среде, широкомасштабной информационно-пропагандистской работы, направленной на укрепление общегражданской солидарности, осознание ценности этнокультурного многообразия, присущего нашей стране. Ведь знания – это лучшее средство профилактики нетерпимости и ксенофобии.
Комментарии
2. Людям надоело беззаконие в стране, нац выступления, это начало выступлений против власти в целом
3. Из за отсутствия законов и программы иммиграции, в Россию едут в основном люди склонные к авантюризму
4. Власть будучи занята в крупном бизнесе, нефти, газе и прочем, отдала на откуп мелкую торговлю криминальным структурам, как русским так и не русским национальностям
5. Из воровства правительства, вся структура управления страны сгнила, власть может принимать решения, но выполнять их по сути некому, на местах сидят чины, делающие то же что и кремль - стригущие деньги
6. Если власть не будет делать что то реальное для благосостояния людей, то общество будет пробовать ее на излом, с тем что бы удалить мафию из управления страной, ракеты тут не помогут.
7. Надо не на самолетах летать, а садить корешей из кремля сначала, и потом всех, кто берет деньги, иначе посадят вас, кто то должен отвечать?
В церкви должно быть как в бане.
И почему Патриарх не должен оказать уважение своим прихожанам в лице руководителей государства?
Потому, что церковь, религия это личное, внутреннее дело человека. В церкви (мечети, синагоге...) нет президентов, слуг, королей, воров, есть прихожане. Души обращающиеся к Богу. Молитва короля не более значима, чем молитва слуги.
Отделяться от себя не нет необходимости, человек, который в церкви один, а в светском обществе другой - лицемер.
Знакомый узбек (ну правда образованный и интеллигентный) вообще от "местных" не отличается, проблема "чужих" только в их неассимилируемости, в ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ неассимилируемости.
Случилось так, что людей отстаивающих лишь право комфортного проживания на своей территории причислили к нацикам, фашистам, ксенофобам. Если кто-то придет ко мне погостить на неделю, а через неделю ещё и привезет брата, дядю, брата жены дяди соседа, и начнет меня учить как резать хлеб, я их всех возненавижу. Называйте меня кем хотите, но толерантность не должна быть безграничной и тем более превращаться в заискивание. Есть я, моя семья и мои интересы, если вы готовы ними считаться - милости просим, если нет - сделаю всё, чтоб от вас избавиться. "Пой песни того, на чьей арбе едешь". "В чужой монастырь со своим уставом не суйся". Да, Россия многонациональна, и у всех граждан равные права, но в разных регионах свой уклад, и если ты приехал в гости, сначала оглянись и подумай, насколько тебе будет комфортно жить по местным правилам, если чувствуешь, что не сможешь - до свиданья. У меня почему-то хватит ума не загорать в горном селе топлесс и колядовать, дабы не нарушать уклада, пусть и в моём городе изначально русском и православном не устраивают национальных обрядов.
Ещё есть буддисты, атеисты и просто дети и даже взрослые, которых пугает убийство животного. Есть люди которые легко топят котят, есть те которые не могут это сделать. Не навязывайте свое вИдение, оставьте предписания себе в своём доме.
зы У христиан вообще жертвоприношения закончились 2000 лет назад.
Напрасно. Для меня разница в религиях заключается лишь в том, в какой позе челом бить и когда мясо есть. Бог един, остальное трактовки.
Повторюсь, не навязывайте свое вИдение, оставьте предписания себе в своём доме