11 декабря 2010 года. Начало

На модерации Отложенный

Я уже писал однажды, что когда государство не может обеспечить своим гражданам приемлемый уровень жизни, оно начинает придумывать национальную идею. Дабы объяснить гражданам, что голодают они не от несостоятельности государства, а ради столь великой цели, что и поголодать не зазорно.

События 11 декабря и всё за ними воспоследовавшее, показали, что всё, на самом деле, ещё хуже.

Когда государство оказывается неспособным не только накормить граждан (в смысле, создать условия для того, чтоб граждане смогли себя накормить), но и не может предложить им сколь либо внятную национальную идею, у него остаётся в рукаве её один козырь. Идея националистическая.

И действительно. Когда народ чувствует себя в своей стране, мягко говоря, неуютно, рано или поздно, власти тоже становится несколько некомфортно со стороны, простите, задницы. Означенная часть тела начинает зябко поёживаться в ожидании неизбежного пинка.

В тех странах, где механизм демократии хотя бы существует, там всё достаточно прозрачно. Самое страшное, что может произойти, это провал на выборах. На подмостки выйдут новые актёры, и «представление будет продолжено».

Безусловно, ни один лицедей не хочет добровольно покидать сцену, которая привносит в его жизнь всякие радости, включая деньги, аплодисменты и юных девочек поклонниц (считайте это галькой в палисадник сеньора Берлускони, если хотите). И он будет дёргаться и кривляться, старясь угодить дирекции и публике до последней капли грима.

Однако, по большому счёту, Шекспир велик вне зависимости от состава труппы. Безусловно, существуют кретины, которые могут своей бездарной игрой похоронить даже Короля Лира.  Однако, это не более чем статистическая флюктуация. В большинстве случаев, подобные персонажи отсеиваются ещё за пару кварталов до ближайшей кулисы.

В России, к сожалению, это сценарий технически невозможен. У нас нет выборов. Высшие лица государства на свои должности назначаются.  А соответственно, если вышеозначенный пинок всё же воспоследует, то будет он не только обидным, но и весьма болезненным. Тут на кону уже не просто гонорары и девочки, тут можно и кобчика лишиться.

В тот момент, когда размышления представителя власти доходят до этой, столь болезненной точки, у него появляется вполне объяснимое желание соответствующую часть тела понадёжней заслонить от недружелюбной окружающей действительности.

Начинают, обычно, с поисков внешнего врага. Искренне считая, что  если народ начнёт усиленно и дружно ненавидеть США, Грузию или какую другую Беларусь, то про собственного разлива госчиновника все временно забудут. Мысль хоть и не нова, но неплоха. Однако, в условиях современной России она, к сожалению, оказалась малоэффективна.

СССР мог себе позволить устраивать массовую истерию трансатлантической ненависти.

Во-первых, потому, что имел достаточно ресурса для реального противостояния США, и во-вторых, потому что государственная элита обеих стран прекрасно умела разделять пропаганду и реальную политику.

Нынче же, с ресурсами у нас, кстати, как и за океаном, наблюдается некоторый дефицит.  Необходимое же для двойной политики чувство юмора у глав государств систематически отказывается нормально работать, после вдумчивого прочтения WikiLeaks.

Что касается Лукашенко и прочих Саакашвили, тут ловить вообще нечего. Ну, невозможно убедить сколь либо приемлемый процент населения, что власти Санкт-Петербурга вторую зиму не могут наладить нормальную уборку снега исключительно из-за происков злобного Батьки.

А вот национальная карта, это достаточно свежо (ибо давненько её на сукно не выкладывали всерьёз), проверенно надёжно, и не слишком обременительно. 

Идея прикрыть собственный афедрон от намечающегося пинка частью собственных сограждан почти всегда и везде проходила на ура. В любом нездоровом обществе всегда найдётся достаточное количество  типов, которые обозлены настолько, что желание начистить кому-нибудь лицо становится сильнее тех причин, из-за которых оно возникло.

И тут только кинь кличь. И оголтелая толпа радостно хрякая бросится резать Гугенотов, Гикосов, Дворян-помещиков, Олигархов, Евреев или Дагестанцев с Узбеками. Сначала, искренне считая что таким образом они решают свои насущные проблемы помогая власти избавится от тех, кто «во всём виноват», а потом просто одурев от возможности безнаказанно бить, грабить и насиловать.

Последние пункты приведённого списка наиболее удачны. Ибо про гугенота, поди ещё выясни, гугенот он, или просто латынь в школе плохо учил. Тут надобно  приложить хоть минимальное интеллектуальное усилие. С олигархами, с ними ещё сложнее. Мало того, что простой народ с дубиной к евоной харе охранники не допустят, тот ещё и замаскироваться может. У него, знаете ли, на лице не написано что он олигарх. Вон, Ходорковский, вообще, больше всего напоминает студента-ботаника. Ни тебе цилиндра, ни красного пиджака, ни монокля в левом глазу.

А узбек – он и в Африке узбек. Его, по неопытности, разве что с таджиком перепутать можно. Ну, так это не катастрофично. Будем, для простоты, бить любую морду, лишь бы была побрюнетистей.

И все довольны. Народ спускает пар молотя «чёрных». Он занят делом, и gluteus maximus в организме представителя власти временно расслабляется от ощущения наступившей безопасности.