К новой производственной эпохе

На модерации Отложенный

 

Первая производственная эпоха – эпоха индивидуального производства. В эту эпоху производство осуществлялось на основе информации, имевший прямой, непосредственный характер. Например, во времена родоплеменные, рабовладельческие, феодолизма, во времена кустарного производства производилось то, что непосредственно нужно по личной необходимости, по указанию хозяина, владельца, заказчика и т.д. Т.е. информацию о том что и сколько производить производитель получал непосредственно от заказчика. При таком способе производства потребность в специализированных информационных средствах для управления процессом производства была минимальна.

Следующую производственную эпоху можно назвать эпохой конвейерного производства. В эту эпоху производитель уже не знал, для кого он конкретно производит. Он имел ограниченную или вообще отсутствующую информацию, что нужно производить и сколько. Он производил продукцию для анонимного, неизвестного ему потребителя. Такой продукт называется товаром, А способ распространения продукции называется рынком. В этом типе производства потребовался специальный информационные механизм, с помощью которого производитель получал информацию о том, что и сколько нужно производить.

Такой информационный механизм называется деньги. Деньги есть абсолютно необходимая принадлежность конвейерного типа производства.

В настоящее время мы живем в эпоху конвейерного типа производства, которое достигло своего наивысшего расцвета. Например, в каких-то неизвестных местах в Китае производится одежда, обувь, компьютеры, которая потребляется по всему миру, причем никаких личных контактов между производителями и потребителями не существует. Связь задают деньги. Деньги притекли за отгруженную продукцию, значит продукция нашла своего потребителя. Если нет, то не нашла потребителя и нужно думать, что делать. Либо произведено слишком много, либо этот товар вообще не нужен.

Таким образом, деньги предоставляют информацию, но не очень отчетливую, неоднозначную. Ввиду этой неполноценности информационных средств производство находится в состоянии недостаточной определенности. Одни продукты производятся в недостаточном количестве. Правда, в нынешней мировой экономике это уже не очень частый случай. Гораздо чаще производится с избытком. И потому перепроизводство и уничтожение произведенной впустую продукции есть характерная черта нынешнего развитого этапа конвейерного производства. В настоящее время примерно 30 процентов всего производства заранее планируется как производство на свалку. Стоит заити только в любой современный крупный магазин, например, одежды или продуктов, чтобы это сразу понять. Не будет раскуплны тысячи платьев, мотни видов вин и т.д. Более того, ввиду значительного превышения производственных мощностей над потребностью, развиваются и поощряется и буквально навязываются ненужные средства потребления,

Все это имеет своим результатом суперрасточительный этап развития цивилизации, этап сверхпотребления. Он характеризуется расточительным расходом природных ресурсов, недостаток которых все более и более приближается.

Этот этап характерен исчезновением труда. Настоящий человек стал РАБотником, который работает, а не трудится, Он все меньше и меньше получает удовольствие и наслаждение от своей РАБоты. И компенсирует отсутствие положительных эмоций в производственном процессе становящимся уже безумным потреблением. Чего стоит только знаменитый лозунг «Нового не бывает много». Средний человек в высокоразвитых и даже в развивающихся странах стал рабом вещей. Его квартира стала напоминать лавку старьевщика. Даже самая скромная женщина или девушка имеет зачастую несколько сот предметов одежды, а квартира содержит тысячи различных предметов, большинство которых никак не используется.

Я вспоминаю диалог между Владимиром Лениным и Гербертом Уэллсом, который последний описал в книге «Россия во мгле». Уэллс спрашивает у Лентина, сколько у него костюмов. Тот отвечает – один, зачем мне больше. В свою очередь и Ленин спрашивает у Герберта Уэллса, а сколько у него. И тот с гордостью отвечает, что у него, как у всякого джентльмена ну не мене трех костюмов имеется. С точки зрения современного человека такого уровня поразительный ответ. Современный человек уровня Уэллса имеет десятки, если не сотни костюмов и иных предметов верхней одежды.

Вполне понятно, что этот способ производства не может слишком долго продолжаться. Он уже стал угрозой самому существованию человека.

Какой же способ производства должен придти на смену нынешнему конвейерному типу производства. Новый этап производственной истории человечества, который должен придти на смену нынешнему, можно назвать «индивидуально-конвейерным производством».

В чем его суть? Суть его в том, что сырье будет добываться и обрабатываться, полуфабрикаты и средства производства будут производиться в условиях крупномасштабного индустриального (конвейерного) производства. Но производство фабриката, готового продукта, который непосредственно потребляет человек, будет все больше смещаться в сторону индивидуального производства, в сторону производственной самодеятельности. Все большую и большую часть своих потребностей человек будущего будет удовлетворять на основе своего личного труда либо труда его ближайших друзей, знакомых, вновь все больше будет возникать ремесленное производство, через индивидуальных производителей или микроформы организации производства. Но средства производства, необходимые сырьевые товары это индивидуальное производство будет получать от крупных индустриальных производителей. Будет создаваться все больше машин и устройств для личного труда. Например, разнообразные швейные и ткацкие машинки для домашнего шитья, механические средства для работы в поле, в саду, по обслуживанию растений и животных. Человек будущего в значительно большей части станет человеком труда, чем человеком работы. Человек на своем поле, в своем саду, в своем хлеву, в своей мастерской трудится, а не работает. И он получает от этого труда большое наслаждение, получает положительные эмоции в значительно большей степени, чем от работы на фирме, на заводе, в конторе. Недаром же слово работа происходит от слова РАБ.

Вновь живая рабочая сила, ручной труд  станет важным фактором производства. Миллионы механических лошадиных сил заменятся многими миллионами живых человеческих.

Эта смена характера производства будет поддерживаться все большим и большим уменьшением потребности в работе и рабочих ресурсов. Ведь именно производство фабрикатов требует значительных затрат ручного труда. А если этот труд уходит в сферу непроизводственного, личного труда, то потребность в рабочей силе будет все более и более сокращаться ввиду автоматизации, механизации и компьютеризации крупного (конвейерного) производства. Уже сейчас значительные массы населения в высокоразвитых странах являются безработными. И этот процесс будет расширяться. БезРАБотными будут становиться все большие массы населения. Они перейдут на тот или иной тип общественного поддержания своей жизни. И в этих условиях именно личный труд станет важнейшим средством повышения качества и уровня жизни этих 2безработных». Но безработные не будут бездельниками, наоборот, они зачастую будут трудиться куда больше, чем раньше в своих офисах и конторах..

Человек будущего вовсе не будет тот человек, о котором часто писали фантасты и футурологи, который большую часть своего свободного времени будет посвящать своему «духовному» развитию. Думается, что человек будущего будет значительную часть своего времени посвящать именно труду, с помощью которого он будет удовлетворять значительную часть своих потребностей. Причем все больше людей будет переселяться в сельскую местность, где возможности самообеспечения гораздо выше. Города в этих условиях начнут рассасываться и безлюдеть. А люди сами станут сажать и ухаживать за картошкой на своем усадебном участке, выращивать для себя фрукты и овощи вместо того, чтобы идти в магазин за производственно выращиваемыми продуктами, для которых в первую очередь важен не вкус и аромат, а производственная  пригодность (хорошая сохранность, лежкость, перевозимость, стандартность размеров, одновременность созревание, устойчивость к вредителям, неповреждаемость при сборе и т.д.). Человек будущего в значительной части будет сам шить для себя одежду из материалов и на небольших машинках, которые будет поставлять по низким ценам высокоиндустриальное высокоавтоматизированное производство, Сам будет зачастую варить пиво в минизаводиках для себя и может и для своих соседей. Делать вино, собирать из запчастей автомашины, компьютеры и даже самолеты. Для этой цели будет открыто множество всякого рода ателье, где человек под присмотром и при помощи мастеров будет что-то делать полезное для дома и семьи. Будет открыто множество учебных курсов, где будут обучать людей самим творить и делать не только в сфере искусства, а и в сфере самого земного – как готовить еду, шить платья, косить траву, собрать компьютер, построить дом, обрезать яблони и т.д. И именно эти работы, самые «низменные», дадут массе людей чувство полноты и наполненности жизни, ощущение включенности человека в природную среду обитания, заставит его беречь эту среду и относиться бережно к тем продуктам, которые он произвел своими трудами. Человек станет бережливым, и при уменьшенном в десятки раз потреблении, его качество жизни не только не упадет, а, наоборот, повысится. Станет модным не носить вещи, сделанные какими-то модными портными, а своими руками, носить вещи старые (винтажные), все, сделанное своими руками, станет средством гордости, соревнования и даже выпендрежа. И это создаст гораздо менее затратный мир, потребление ресурсов сократится кратно. Причем именно при улучшении качества жизни.

  Спрашивается, скоро ли наступит этот мир? А он уже подступает. Все большее количество людей уже стремятся сами себя обслуживать. Журналы «Сделай сам», «Самоделки» пользуются большим спросом. Во многих городах открываются учебные и производственные ателье для самодеятельного производства.

Когда этот мир был создан автором в конце шестидесятых годов прошлого века, это казалось фантастикой. Но сейчас мы видим зримое наступление этого нового мира.

В связи с этим предлагается включить в состав программ по устойчивому бизнесу программу по пропаганде и бизнес-поддержке самодеятельной производственной деятельности. Это может быть хорошим средством приложения сил малого бизнеса. Открытие курсов по различным аспектам самодеятельного производства, создание разнообразных средств осуществления этого производства, пропаганда его, которая позволит дать смысл к существованию тысяч и миллионов безработной молодежи, выпуск бумажных и электронных средств пропаганды и обучения самодеятельному производству, создание социальной сети «Я делаю сам» и многое другое.

Владимир Юровицкий
к.э.н., доцент МФТИ, в.н.с. НОВЦ РГСУ
член Международной академии информатизации,

Обладатель знака "Житель блокадного Ленинграда",

Биография размещена в энциклопедии WHO IS WHO В РОССИИ
из-ва "Who is Who, Verlag fur Personenziklopadien AG" (Швейцария)

Лауреат ТОП-100 "ТВОРЦОВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА - 2009"
по версии экспертного сообщества "Global Intellect Monitoring"
"за вклад в развитие теории денег"
(http://www.polit.nnov.ru/2010/03/03/thinker100creat2009/)
вместе с В.Путиным, Д.Медведевым, Н.Назарбаевым, М.Саакашвили, Глазьевым  и
другими.

web www.yur.ru,  юровицкий.рф,  vladyur.livejournal.com
mail: vlad@yur.ru