Краудфандинг не спасёт капитализм

На модерации Отложенный

Джефф Линн (Jeff Lynn), CEO и один из основателей краудфандинговой платформы Seedrs, считает, что демократизация капитала — это эффективное средство спасения капитализма от самого себя. Именно эта высокая цель — спасение капитализма — является одной из причин, по которой Линн и его коллеги создали Seedrs — сервис, который позволяет индивидуальным инвесторам покупать доли в быстрорастущих компаниях на ранней стадии развития. Раньше широкий доступ к этому имели лишь сравнительно крупные институциональные инвесторы.

Линн считает, что Seedrs поможет среднему классу занять более значимые позиции в мировой капиталистической системе, которая в нынешней момент демонстрирует серьёзный перекос в сторону богатейших слоёв населения. Небольшие стартапы с большим трудом могут найти финансирование, тогда как обычные люди в рамках традиционной финансовой системы лишены возможности делать выгодные, но рискованные вложения.

По словам, Линна, правительства большинства стран считают всех, кроме самых богатых, полными идиотами, и потому создают препятствия обычным людям, чтобы те не могли инвестировать в быстро растущие компании. Это делается под предлогом защиты неопытных инвесторов, чтобы они не потеряли свои сравнительно небольшие сбережения на сомнительных вложениях.

Пришло время изменить эту ситуацию, заявляет Линн. При современном высоком уровне доступности информации появилось гораздо больше людей, которые в состоянии разобраться, что к чему, и способны самостоятельно принять разумные решения по инвестициям, оценив степень риска. Такие люди могут быть не слишком богатыми, но следует дать им шанс стать богаче. Если человек не может делать инвестиции по 50,000, однако может вложить 5,000 или 500 — то надо дать ему такую возможность. Именно так должен работать настоящий капитализм, по мнению Линна.

Seedrs и его конкурент Crowdcube являются лидерами на быстро растущем британском рынке краудфандинга.

Эти два сервиса предлагают инвесторам покупать доли в бизнесе на сумму от 10 фунтов и выше, а не просто собирают средства на проекты или предоставляют деньги в долг под проценты, как большинство прочих краудфандинговых проектов.

Seedrs уже помог профинансировать 540 проектов, собрав 280 миллионов фунтов инвестиций. Некоторые новые проекты были продолжением старых, так что всего было профинансировано около 400 компаний. Платформа зарабатывает деньги, взимая 6%-й комиссию с предоставленных пользователями средств, а также получая долю от положительной разницы в стоимости компаний-участников в момент их перепродажи (такая же практика применяется в частных акционерных фондах).

Проект пока не не вышел на окупаемость, и расходы (4 миллиона фунтов в год) вдвое превышают доходы. Однако Линн уверен, что прибыльность придёт со временем, и что через пять лет число компаний, которые будут получать инвестиции через Seedrs, вырастет с нынешних 150 до 1500 в год.

Оптимизм создателя краудфандинговой платформы похвален, но надо всё же быть реалистами. Краудфандинг, безусловно, может помочь решить какие-то частные вопросы, но не способен решить глобальные экономические проблемы.

Быть инвестором в непубличные компании на ранних стадиях развития — это очень сложная профессия, независимо от конкретной формы инвестиции. Даже среди специализированных фондов очень редко встречаются фонды, способные постоянно приносить серьёзную прибыль. Ожидать такого же уровня профессионализма от участника краудфандинга — глупость. Краудфандинг ещё более-менее хорош для благотворительных проектов, а в случае коммерческих проектов слишком велик риск того, что инвесторы не получат ничего или получат совсем не тот результат, который они ожидали. Уже было достаточно скандалов такого рода.

Капитализму если что-то и поможет, так это борьба с монополиями и возвращение к нормальной денежно-кредитной политике.