Высший госсовет "Союзного" государства.

На модерации Отложенный

Спорить с неизбежностью бесполезно. Единственный аргумент против холодного ветра – теплое пальто. Джеймс Расселл Лоуэлл

    В конце прошлой недели в ночных поездах белорусского формирования, следующих в Россию, появились российские пограничники. Подсаживаясь в составы на российско-белорусской границе, пограничные наряды включают свет, будят пассажиров, тщательно проверяют документы, чтобы затем покинуть вагоны в Смоленске. Напомним, что до недавнего времени российский паспортный контроль осуществлялся только на автотранспорте, а в прошлом году белорусские рейсы в российских аэропортах были переведены в международные терминалы… 

    Несмотря на то, что в Беларуси распространено мнение, что укрепление российско-белорусской границы связано исключительно с Чемпионатом мира по футболу и в конце июля проверки в поездах прекратятся, в Москве сейчас обсуждают новую угрозу со стороны Беларуси - с октября заработает безвизовый режим между РБ и КНР. 

Граница

    По идее, учитывая наличие российско-белорусской интеграции, первичный контроль на въезде на союзную территорию должны были бы выполнять белорусские пограничники, которые как раз и стоят на западном рубеже Союзного государства.  Однако, введя в январе 2017 года односторонний безвизовый режим с 80-ти странами, официальный Минск утратил эту важнейшую союзную «функцию».

    Напомним, что белорусская сторона в течении последних 6-7 месяцев неоднократно выражало уверенность, что анонсированные Москвой в преддверии Чемпионата мира по футболу пограничные посты на российско-белорусской границе не понадобятся и проблема доступа к российской территории граждан «третьих стран» будет решена.  Однако переговоры, итогом которых должно было стать единое союзное безвизовое пространство (вариант: «союзная виза» Г. Рапота), закончились открытием российской границы только для футбольных болельщиков, направляющихся в РФ транзитом через Беларусь на мировой праздник футбола. Данное весьма примечательное событие, демонстрирующее деградацию союзных отношений, почти совпало с Высшим Госсоветом СГ от 19 июня текущего года.

    Между тем, еще с 2014 года, когда проблема статуса российско-белорусской границы на фоне украинского кризиса приобрела весьма злободневный характер, белорусская сторона, как неоднократно отмечал автор этих строк, ведет себя по меньшей мере странно. С одной стороны, последние два года официальный Минск с каким-то маниакальным упорством предоставляет в одностороннем порядке безвизовый режим десяткам стран мира. С другой стороны, белорусское руководство все эти годы настойчиво требует от России открыть российскую границу для граждан «третьих» стран, делающих попытку въехать на территорию РФ со стороны «союзной» Беларуси. Иными словами, А. Лукашенко решил, что пришло время резко нарастить доходы от транзитного статуса страны.

    Но при этом все годы безуспешных переговоров о статусе российско-белорусской границы государственные белорусские СМИ упорно создавали впечатление, что Москва вот-вот пойдет на уступки и мутный поток очень разношерстной публики, включая граждан Украины и мигрантов, вытесненных из Европы, хлынет через Беларусь на российские просторы.

    Сейчас понятно, кто был «заказчиком» «окна» на российской границе, но мы еще вернемся к этой интриге. Пока же стоило бы отметить, что на уже упомянутом ВГС Союзного государства России и Белоруссии вопрос о статусе российско-белорусской границе так и не был решен, о чем и сообщил А. Лукашенко:     «…Ожидаем, что остающиеся нерешенными вопросы по пересечению белорусско-российской границы в ближайшее время будут урегулированы» (https://www.interfax.by/news/belarus/1243812).

    Признав, что проблема с границей не решена, белорусский президент, естественно не упомянул, что белорусская визовая политика в отношении Союзного государства и России, являясь абсолютно сепаратистской, как раз и лежит в основе российско-белорусских пограничных конфликтов. В итоге, на примере границы Минску было продемонстрировано Москвой то, что  терпение России не бесконечно. С появлением российских пограничников в белорусских поездах, недоверие к белорусскому руководству стало не просто выводом экспертов, а своего рода демонстрацией гражданам РБ, направляющихся в поездах в Москву или Санкт-Петербург, что страны реально отдаляются друг от друга.

    Вряд ли глава белорусского государства не понимает, что «поезд ушел».  Конечно, граница между Россией и Беларусью, несмотря на то, что Москве придется еще многое вложить для её полноценного функционирования, пока остается прозрачной для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации. Но это тоже пока…

    Сейчас белорусские власти с одной стороны упирают на то, что усиление контроля над границей, естественно, временное, и закончится вместе с Чемпионатом мира по футболу (на самом деле, пауза до октября – ноября 2018 года действительно возможна), но с другой стороны белорусская сторона в формате «А нас за что?» очень обижается на Россию (о безвизе) -  http://ont.by/news/our_news/nyzhen-li-pogranichnij-kontrol-na-beloryssko-rossijskoj-granice-kommentarij. В общем, разводят руками, но о белорусском безвизе для половины мира, естественно, при этом не вспоминают.

    Возможно, что со временем Москва все-таки откроет полноценный пограничный переход для граждан «третьих стран», следом подтянутся российские таможенники (они и так уже буквально дышат в затылок пограничникам), а вездесущим сотрудникам Россельхознадзора впору выдать оружие, особую форму и оснастить боевыми вертолетами.

    Но на самом деле у Минска не должно быть иллюзий, что ему удастся обмануть/обхитрить Россию в вопросах безопасности. В условиях, когда А. Лукашенко сознательно создает на территории своей страны переселенческий хаб для граждан Китая и беженцев, Россия будет и дальше, несмотря на наличие Союзного государства, укреплять свою государственную границу на Западе.

Где Союзное государство?

    Между тем, отсутствие границы, наряду с обеспечением с одной стороны, российских интересов в военно-стратегических вопросах на западном направлении, а с другой стороны, белорусских потребностей в дешевых энергоносителях, является основой Союзного государства.

    Однако на уже упомянутом ВГС военно-стратегические проблемы только обсуждались. А. Лукашенко лишь косвенно изложил свои озабоченности, включая проблему модернизации белорусской армии, что выглядело странно: белорусские «Полонезы» расползаются по Восточной Европе, а Минск при этом просит новейшую российскую технику…

    Понятно, что вопрос о российской авиабазе на территории Беларуси, как, впрочем, и перспективы появления в РБ «Искандеров» на двусторонней встрече двух президентов не обсуждался. Учитывая современный уровень отношений между Минском и Москвой такие темы являются табуированными, но в белорусском экспертном сообществе, к сожалению, продолжают их разжигать…

    Между прочим, от Минска никто не требовал присоединиться к противостоянию России и Запада. Для России это было бы чрезмерно дорого, да и пользы от постоянно мечущегося «союзника» нет и не будет. На саммите данная позиция Москвы получила подтверждение.

    Остальные вопросы российско-белорусского саммита были удостоены весьма поверхностного обсуждения: российская кредитная поддержка, обеспечение беспрепятственного доступа белорусской мясомолочной продукции к российскому рынку, перспективы российско-белорусских переговоров по цене на российский природный газ после 2020 г. и т.д.  

Российские проблемы

    Ни по одному из вышеперечисленных вопросов решений нет.  Президенты России и Беларуси аккуратно и в доброжелательной обстановке поделились друг с другом основными проблемами, которые переживают Россия и Беларусь.

При этом, как оказалось, у российской стороны проблем на два порядка больше: помимо западных санкций на фоне только что завершившегося «весеннего наступления» Запада против Москвы, Москва уже вступила в период крайне болезненных, но необходимых реформ, часть из которых очень скоро нанесут удар и по белорусской экономике.

    Речь, прежде всего, идет о «налоговом маневре» в российском топливно-энергетическом комплексе, который заложил основу для роста цен на продаваемые на российском нефтепродукты, включая бензин. «Налоговый маневр» в близкой перспективе сделает то, о чем не первое десятилетие мечтает и на чем настаивает белорусское руководство: равенство цен на российские энергоносители по всей территории Союзного государства.  В итоге это равенство будет достигнуто, но в формате мировых цен, что в итоге может нанести Союзному государству России и Беларуси смертельный удар.

    Кроме того, майский суперуказ президента России, в которым перечислены основные цели его последнего президентства, требует колоссального объема финансирования. Фактически за пять с половиной лет необходимо построить вторую Россию. Так что вряд ли в условиях выполнения масштабных национальных программ на фоне неминуемого повышения возраста россиян для выхода на пенсию (банкротство Пенсионного фонда неминуемо) Москва будет готова выполнять все финансово-ресурсные пожелания А. Лукашенко.

    При этом стоит напомнить, что экономическая основа правящего режима А. Лукашенко поразительно неэффективна. Белорусский президент все два десятилетия буквально сжигал российскую помощь на каком-то костре собственного пиара, но так и не довел до совершенства ни один широко рекламируемый бизнес-проект, если не считать Ледовых и иных дворцов, без которых страна, живущая весьма скоромно, вполне могла бы обойтись.

Формат встречи

    То, что последний российско-белорусский саммит оказался сродни поездке группы москвичей на шашлыки в подмосковный колхоз, не ускользнуло, естественно,  от  внимания белорусского экспертного сообщества, которое однако, в духе традиционного самолюбования использовало факт появления на ВГС российского политического руководства в полном составе в качестве доказательства заинтересованности Москвы в развитии российско-белорусской интеграции -https://www.sonar2050.org/publications/vysshiy-sovet-namereniy/.

    При этом, как ни странно, никому без белорусских коллег не пришло в голову, что Кремль  просто «отзеркалил» «десант» А. Лукашенко на   открытии Чемпионата мира по футболу в Москве 14 июня 2018 г.: https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjVhdDFs-nbAhXC_ywKHQMVDxQQjRx6BAgBEAU&url=https%3A%2F%2Fbelarus.glavny.tv%2Fnews%2F132869&psig=AOvVaw0cybtbMQse_GrWvwWO-hL8&ust=1529830120617827

    На самом деле, 19 июня на российско-белорусском саммите произошло то, что не только предполагалась, но и о чем Минск на самом деле предупреждали: «Еще хуже, когда ВГС внешне проходил  вполне парадно, но на нем ничего не решалось, так как стороны не углублялись в суть проблем. В этом случае российское руководство вело себя по отношению к белорусскому за столом переговоров формально благожелательно-отстраненно, но не более… Между прочим, такого рода «пустые» ВГС вызывают в белорусском руководстве высшую степень негодования» (17.06.2018https://politoboz.com/content/chto-nam-zhdat). Между прочим, то, что итоги июньского ВГС вызвали в белорусском руководстве весьма эмоциональную «печаль», быстро выползло на поверхность.

     Как никогда оперативно появились очень странные публикации, уверяющие, что никакого «жесткого разговора» между президентами России и Беларуси на ВГС не было -  https://m.sputnik.by/columnists/20180620/1036120205/putin-lukashenko-sammit-vgs-itogi.html?mobile_return=no,  с чем в общем-то можно согласиться, так как у В. Путина на самом деле  не было смысла как-то «жестко» в чем-то обличать А. Лукашенко или, тем более, к чему-то призывать. Во-первых, в Москве прекрасно понимают, что все равно Минск, пообещав, ничего не сделает, а во-вторых, сам понятие «договариваться с А. Лукашенко» в российском истеблишменте толкуется как нечто невозможное, заранее обреченное на провал.

    Но в данном случае, белорусский президент не одинок. Стоит напомнить, что российском политическом классе присутствует жесткое мнение, что и с США в лице президента Д. Трампа, договариваться не имеет смысла. Так и в Минске 19 июня – встретились, улыбнулись, обменялись подарками, поужинали и расстались, пожелав друг другу успеха во всем! Если такой курортно-ласковый формат устраивает Минск, то, о чем спор?

    Кроме того, автор этих строк никогда не использовал термин «жесткий разговор» …

Печаль?

    На самом деле 19 ноября был нормальный и даже традиционный неспешный диалог, но без результата. Во всяком случае, никто А. Лукашенко не обижал. Но белорусский президент все равно обиделся и на встрече с еврокомиссаром Йоханнесом Ханом (21.06.2018)) буквально бросился с упреками в адрес «неблагодарной» Европы, которая не торопится с экономической поддержкой Беларуси, рискующей разделить судьбу СССР. При этом А. Лукашенко открыто говорил о тех услугах, которые Минск оказывал и оказывает Евросоюзу, выполняя роль контрабандного терминала: «Мы всегда были хорошим транзитным окном для Европейского союза, никогда не запрещали вашему бизнесу движение ваших товаров, рабочей силы, капитала в Беларусь и через Беларусь»(https://naviny.by/article/20180621/1529594394-lukashenko-priznalsya-komissaru-hanu-chto-opasaetsya-povtorit-put-sssr ). Поразительная наивность…

    Понятно, что времена изменились и ждать от России безусловной и неограниченной поддержки Минску уже не приходится. А. Лукашенко готов наняться кому угодно…

    Буквально на следующий день (22 июня 2018 г.) белорусский президент, считая, что страна вступила в смертельную схватку за выживание,  высказался еще более определенно:  «Мы на фронте. Если мы не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет в состав какого-то государства идти или о нас просто будут вытирать ноги. Или, не дай Бог, развяжут в Беларуси войну, как в Украине».https://euroradio.fm/ru/lukashenko-provalimsya-nado-budet-v-sostav-kakog.... В общем, намеки более чем прозрачные.

    Тем не менее, в белорусском экспертном сообществе пытаются уже ставший очевидный провал ВГС СГ переформатировать в «будущий успех», уверяя, что главной причиной неудачи саммита явилось то, что вопросы из повестки дня ВГС были столь масштабны, что их решить оказалось невозможно (президентам!):https://www.sonar2050.org/publications/vysshiy-sovet-namereniy/.  Сразу скажем, что это мнение выглядит как-то странно на фоне широкого освещения в белорусских СМИ широкомасштабной подготовки к саммиту: состоялась сессия Парламентского собрания, собирался совместный совмин двух стран, между Москвой и Минском мотались целые бригады экспертов и пропагандистов, прошли десятки «круглых столов».  Тем не менее, ВГС оказался не подготовлен?

    Видимо белорусским экспертам что-то мешает признать, что Москва не пойдет на стратегические договоренности с А. Лукашенко. Причем, не пойдет никогда, так глава белорусского государства полностью исчерпал кредит доверия у Москвы. На практике, российское руководство и дальше будет крайне вежливо со своими коллегами из Минска, но при этом будет всеми силами дистанцироваться от Беларуси, строя границы по полям, лесам, дорогам, трубопроводам, банковским сетям, коммерческим связям, воздушному пространству и т.д.