Не в силе Бог, а в правде.

На модерации Отложенный

Никогда не думал, что даже в таком избитом вопросе как соотношении идеологии и религии будет необходимость что-то ещё дополнительно объяснять. Ан нет, находятся ещё такие политологи и социологи, которые то ли по незнанию, то ли сознательно всерьез считают, что между религией и идеологией существенной разницы нет. Ладно бы - такой точки зрения придерживается дилетант, человек далекий от так называемой социологии. Так нет же: так думает не абы кто, а Щипков А. - социолог и доктор политологических наук, специалист в области государственных конфликтных отношений, позиционирующий себя борцом с секуляризмом и апологетом религиозной идеологии. Но какое отношение религия имеет к своему антиподу – идеологии. Идеология – это система взглядов и идей, отражающих интересы и чаяния больших групп людей, партий, классов, государства, наконец. В связи с этим, неправильным и глубоко ошибочном является мнение, что церковь – это институт государства. Такое утверждение верно лишь в том случае, когда произошло сращивание государства и церкви, когда религия стала важной, составной частью государственной идеологии. Если же церковь отделена от государства, то ни о какой идеологической составляющей религии не может быть и речи. Странно, что приходится повторять такие банальные истины, но что поделать, если находятся некоторые умники с учеными степенями, думающие обратное. Я понимаю, что секулярная, светская идеология, представленная социальными моделями либерального и социал-демократического толка, перешли дорогу социологу религии А. Щипкову. Но было бы неразумно и опрометчиво бороться с нападками на религию и церковь методами самих ниспровергателей религиозных ценностей. Как показывает история всех религий, когда они становились доминирующими идеологиями в государстве, страдали сами религии и церкви, которые они представляли. Вот далеко не полный их перечень – средневековая католическая инквизиция, запрещенный в Российской Федерации ИГИЛ и т.д. Нет уж, уважаемый вы наш борец с секуляризмом: кесарю кесарево, а Богу Богово. Существует же сейчас Ватикан независимо от светской власти, как государство в государстве – и ничего: здравствует.

В чем состоят претензии церкви к секуляризму государственному и гражданского общества? В том, что религию отсекают от социальных дел, нравственного воспитания населения? Но что собираются противопоставить светскому государству, с его демократией, толерантностью и мультикорректностью А.

Щипков и ему подобные религиозные социологи? Бороться за доступ к школьному образованию и просвещению, с последующим выходом во все сфере жизнедеятельности людей? Но ведь понятно же, что в таком случае церкви необходимо будет многое запрещать, клеймить, отрицать. И все это делать с применением внешней, грубой силы, как уже было в прошлые века, во времена монопольной власти церкви на истину в обществе. А, это, как все мы прекрасно понимаем, не совсем есть хорошо, и плохо заканчивается для самой религии. Уж простите великодушно, но вера, в том числе соблюдение человеком всех религиозных норм и заповедей – это предмет выбора самого верующего, а не религиозной конфессии или стоящей за ней идеологии. Религиозным человеком мало называться, мало отождествлять себя с той или иной религией. Им вообще невозможно быть или не быть. Религиозный человек это всегда идеал, к которому всю жизнь нужно стремиться, никогда не достигая желаемой цели. Религиозность – это не верность в отстаивании идеи, а перманентный процесс, в котором каждый день для верующего человека сродни подвигу, никогда не прекращающегося, и, при этом, не лишенному недостатков и ошибок. Люба идеология, - религиозная – не исключение – является источником нетерпимости, враждебности и фанатизма, обнажая свою бездуховную сущность. Это особенно актуально для религиозной идеологии, которая при определенных обстоятельствах, учитывая фактор сверхсильной веры, способна стать всеразрушающем злом, затмевающим собой самую человеконенавистническую светскую политическую идеологию. Поэтому, чем меньше идеологии в религиозной конфессии, тем она духовнее, добрее и непобедимее. Но, пожалуй, одной из главных причин, по которой религия не может быть идеологией - квазинаучность любой идеологической системы. Естественно, что религия - не наука, и претендовать на научность религиозной идеология - было бы неправильно. Элементом «религиозной идеологии» может быть только вера, каноны, обряды и заповеди, а во всем остальном – в быту, в научных познаниях, культурных пристрастиях – верующий человек вправе ничем не отличаться от агностика или атеиста. Если угодно, это и есть религиозная идеология верующего человека. Не в силе Бог, а в правде.