Ракеты не летают, оружие стреляет мимо цели, подводные лодки не всегда всплывают
— Какую страну увидят гости Чемпионата мира?
— Юную страну. После провала социализма и неудавшегося капитализма Россия все еще имеет все характерные черты подростка — она показывает себя сильной внешнему миру, однако в действительности она не уверена в себе и вообще толком не знает, на что она способна. И у этой страны еще немало прыщей. Экономическая ситуация из-за капитализма оказалась в заднице. А как улучшить ситуацию, страна еще не знает, поскольку не имеет необходимого опыта. Все проблемы взрослого мира России еще только предстоит решить. Как отец я могу сказать, что Россия сейчас в 8-м или в 9-м классе. То есть в периоде полового созревания.
— А что за прыщи у России, о которых вы говорите?
— Самый большой прыщ — это значение свободы. Русские весьма легкомысленно отдали государству то, что ни при каких условиях ему не следует передавать — возможность контроля. Ну, то есть, дети! Государство много лет назад сказало: «Люди, мы занимаемся своими делами, вы — своими. Мы заботимся о безопасности, а также о том, чтобы никто из вас не умер от голода. Вот и все». Однако реальность выглядит иначе. Сегодня в России нет безопасности, поскольку государство пытается демонстрировать силу, хотя на самом деле оно очень слабое.
— Но ведь это тоже талант — казаться сильнее, чем ты есть на самом деле.
— Возможно, в период полового созревания. У меня такое впечатление, что вообще ничто не функционирует из того, что пытается делать российское государство. Ракеты не летают, оружие стреляет мимо цели, подводные лодки погружаются в воду и больше не всплывают. Вообще-то я хотел сказать по-другому: русские не поняли смысла демократии.
— Не поняли или не усвоили?
— Это циничное и злое государство сказало им, что демократия — это якобы такая система, которая поддерживает интересы меньшинства против большинства. Что демократия означает также, что мужчины могут жениться друг на друге, что детей в детском саду просвещают насчет секса. Ну, то есть, повесили им на уши подобного рода лапшу. Истинный смысл демократии не имеет никакого отношения к меньшинствам, а просто подразумевает раздельное осуществление власти с помощью независимых институтов — но все это правительство в России замалчивает.
— И каковы последствия?
— За исключением немногочисленных специалистов, никто в России не знает, что такое демократия. Если мне не нравится твоя рубашка, и ей тоже не нравится (показывает на официантку — примечание редакции газеты «Вельт»), то мы не можем просто проголосовать, а затем сказать: «Снимай рубашку!» Это не демократия. Это ее противоположность. Демократия — это когда ты можешь сказать, что нас твоя рубашка совершенно не касается.
— Однако вы утверждаете, что для русских такая демократия вообще не важна. Вы буквально написали когда-то следующее: «Людям здесь (в России — примечание редакции газеты „Вельт") не нужна свобода».
— Русские смотрят на свою демократию и думают, что они независимы от государства. В соответствии с лозунгом: правительство занимается своими делами, мы в своем саду занимаемся своими делами. Какое-то время это функционировало, но сейчас уже не работает. Путин вылил на голову каждого русского по ведру дерьма. Для него это очень хорошо, и он может сказать народу: «Не я задница, а мы все вместе — большая общая задница. Ведь вы же меня избрали».
— Тогда каким же образом может возникнуть в России потребность в свободе или в демократии?
— Российское государство не является диктатурой — это автократический режим с открытыми границами. В нашем глобальном и в настоящее время хорошо видимом мире, конечно же, быстро можно заполучить комплекс неполноценности, если человек во всех странах будет восприниматься как отсталый русский медведь. В какой-то момент жители России покажут, что они больше не готовы мириться с подобной политической системой. Поскольку это объединение, состоящее из уголовников и сотрудников спецслужб, которое называет себя государством, в настоящее время уже неприемлемо. Сегодня речь уже не идет о том, чтобы захватить кусок соседней страны. И не о том, чтобы доказать всему миру правильность своей идеологии. Все это фантазии прошлого. Даже самый последний болван видит, что нынешний политический персонал неспособен довести пубертатную Россию до получения аттестата зрелости.
— Реальность в России выглядит иначе: опросы свидетельствуют о наличии недоверия к представителям политической элиты, но не в отношении Владимира Путина. Российский президент продолжает пользоваться большой популярностью.
— В несвободной стране нельзя провести нормальные социалогические опросы. Это больше похоже на надувательство. Кто-то звонит какому-то человеку и спрашивает: «Что вы думаете о нашем президенте?» Ему отвечают: «Супер», а по сути это означает: «Поцелуй меня в задницу!» Поезжайте в Россию и поговорите с людьми. Пару месяцев назад я был на Кавказе, а также в Москве и в Петербурге. Там люди меня спрашивали: «Вы не могли бы забрать в Германию этого Путина?» У меня сложилась совершенно иная картина.
— Это ваше восприятие. Однако власть Путина, похоже, еще больше укрепилась после его переизбрания. Он действовал искусно сумел убрать со своей дороги опасных противников.
— А что в этом искусного? Такому человеку, как Путин, нужен враг. Если у тебя больше нет соперников, то тогда в какой-то момент кто-нибудь из твоих друзей вонзит тебе нож в спину. Я имею в виду не население. Конечно, в России больше не будет революций. Русские — вероятно, самые подавленные люди в мире. Они уже все испробовали, и ничего у них не получилось. Поэтому победа во Второй мировой войне становится все более важной для русских. Ведь, помимо этого, в их истории нет ничего, на что бы можно было посмотреть с гордостью. И тем не менее мы спасли весь мир от фашизма и от немцев.
— Вы однажды написали: «Русские не любят немцев».
— Я так когда-то написал? Странно. Русские посмеиваются над немцами, это верно. Порядок, преувеличенное представление о том, что правильно, а что нет, постоянный взгляд в будущее. Немцы уже в детском саду начинают спрашивать о том, какую пенсию они будут получать. А русский задает вопрос: «Какая еще пенсия?» Но все это делается без злости. У немцев и русских, по сути, любовные отношения. Русские любят немецкие автомобили и немецкую кухню. Они даже сами готовят ее блюда. Лучшую порцию квашеной капусты с сосисками я как-то съел в России. Для людей, которые вынуждены много страдать, кухня играет большую роль. Поэтому еда в России — это все.
— Почему еда для русских столь важна?
— На кухне ты сам можешь решить, что будет лежать в твоей тарелке. А все остальное решает государство.
— Что связывает сегодня немцев и русских?
— Между ними существует душевное родство. К такому выводу я пришел в Бранденбурге, в моем втором месте жительства. По характеру жители Бранденбурга похожи на свой ландшафт, и в этом они напоминают русских — понятные и без выкрутасов. Когда мы с моим соседом Хельмутом выпиваем в Бранденбурге, мы по очереди вкратце говорим о важном. Когда уже все выпито, Хельмут вежливо спрашивает: «Уже все?» А я отвечаю: «Да», а он говорит: «Хорошо, тогда я пойду». И уходит.
— А вы можете объяснить, почему немцы так хорошо играют в футбол?
— Футбол — это сочетание личной инициативы и командных усилий. Оба эти качества получают поддержку в Германии. В России на протяжении десятилетий индивидуальная инициатива наказывалась лишением свободы. Довольно странно, что и коллективное сознание в результате не получило развития. Поэтому для них важнее хоккей. Русские — фаталисты. Они живут под таким девизом: «Когда-нибудь ведь должно все получиться, а если не получится, то, значит, не повезло». А хоккей с шайбой — это очень похоже на русскую рулетку.
— Вы верите, что Чемпионат мира позволит немного отполировать имидж России?
— Для меня заботиться об имидже России — это объяснить людям, что нужно отделить государство от народа. С людьми там все в порядке, они ничем не отличаются от европейцев, а проблемы у них только с политическим руководством. Пока я надеюсь на то, что Чемпионат мира соберет вместе людей. Что касается будущего, то я уверен, что Россия сможет пойти по демократически-европейскому пути. Просто потому, что это единственно возможный путь. Все остальные варианты тупиковые.
Владимир Каминер приехал из Москвы в Германию в 1990 году. Автор нескольких бестселлеров.
Комментарии
Миром правят хрен и жаба:
- первый все знает,
- вторая всех душит.
Автор невероятно сочетает в себе оба качества, правда вот не знает ничего, но жаба один хрен душит.