У каждого ли учреждения есть учредитель?
Вопрос, вынесенный в заголовок, может показаться странным. Но не будем спешить. А для начала поговорим о юридических лицах.
Признавая таких лиц субъектами гражданских прав и обязанностей, Гражданский кодекс РФ разделяет их на коммерческие и некоммерческие организации: в зависимости от наличия такой цели деятельности как извлечение прибыли.
Правовая доктрина выделяет основные признаки, каждый из которых необходим, а все они в совокупности достаточны, чтобы организация могла претендовать на получение статуса «юридическое лицо». Это организационное единство; наличие обособленного имущества; самостоятельная гражданско-правовая ответственность и, наконец, способность от своего имени совершать сделки, самостоятельно участвуя в имущественном обороте.
Татарстанскую региональную общественную организацию (ТРОО) – правозащитный центр «Андурский и партнёры» Управление Минюста России по Республике Татарстан (РТ) зарегистрировало в качестве юридического лица в 2014 году. За минувшее четыре года накопились поправки в устав этой ТРОО. Приступив к подготовке новой редакции устава, я обнаружил проблему. Она заключается в том, что законодатель, кажется, не видит разницы между общественным объединением (ОО) и учреждаемым этим ОО исполнительным органом.
Взять к примеру, муниципальное образование города Казани – своего рода общественное объединение, которое, казалось бы, образовали жителями столицы РТ. Но, если вы думаете, что Устав МО города Казани был принят членами этого ОО, то вы заблуждаетесь. На самом деле решение о принятии устава принял «представительный орган (ещё не существующего. — Е. А.) муниципального образования». На основании его решения устав Казани был зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу. Но что же, собственно, зарегистрировал названный главк?
Устав МО «город Казань» определяет его в качестве городского округа, органы которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также отдельные государственные полномочия.
Органы местного самоуправления Казани (МСУ) избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом МСУ города Казани.
Устав МО «город Казань», будучи нормативным правовым актом высшей юридической силы (как бы источаемой жителями Казани. – Е. А.) в системе муниципальных правовых актов города Казани регламентирует организацию и деятельность органов местного МСУ Казани, деятельность должностных лиц МСУ, устанавливает экономические, имущественные, земельные и другие отношения на территории города.
Вы поняли, уважаемые интеллектуалы, что именно упомянутый главк зарегистрировал в качестве юридического лица? Я, например, этого не понял...
Федеральный закон N82-ФЗ «Об общественных объединениях (ОО)» требует, чтобы ОО имела свой устав (ст. 20), чтобы в этом уставе было указано наименование ОО, её организационно-правовая форма, структура и т. д., и т. п. До законодателя, по-видимому, не доходит, что ОО представляет союз равных и она, следовательно, не может быть иерархией. В отличие от своего исполнительного органа.
На мой взгляд, цель членов ОО должна быть зафиксирована учредительным договором. Что же касается исполнительного комитета (ИК), то ОО может зарегистрировать его в качестве юридического лица, цели и задачи которого, равно как права и обязанности сотрудников ИК должны устанавливаться уставом. Этот устав на своём общем собрании и должны принять члены ОО.
Сегодня мы празднуем День России. Но отдаём ли мы себе отчёт в том, что Российская Федерация и Россия – это не одно и то же? Что РФ – это главное учреждение России, наделённое уставом – Конституцией.
Так, кто же, по-вашему, он – учредитель государства российского?
На основе авторской публикации.
Комментарии