Другая страна

Размышления на День России, день, когда прошли первые российские выборы, на которых победил Борис Ельцин. Вспоминая этот день, хорошо помню, как трудно далась ему эта победа, как мы все переживали за него и боялись возврата к прошлому, и как мы радовались, когда появилась надежда на возрождение свободной России. Но все началось немного раньше.

Лет тридцать назад, в 1985 году Россия, казалось, находилась в похожем положении. Потенциал возможностей официальной власти был исчерпан, страна остановилась в своем развитии и все ждали перемен. О необходимости перемен говорили все но, разумеется, каждый понимал их по-своему.

Люди в то время были значительно больше социализированы. Так или иначе, идеи справедливого устройства общества бродили в сознании народа, мы говорили об этом на кухнях, и это занимало умы практически всех. Горбачева с его идеями перестройки поддерживало большинство. Потому что он обещал людям свободу, демократию и это нас вдохновляло.

В то время никто не мог даже предположить, каким путем в действительности пойдет страна. Казалось, что достаточно избавиться от маразма кремлевских старцев и все само собой наладится.

Никто не ожидал гиперинфляции исчезновения с полок товаров, и это было только началом того хаоса в который потом надолго погрузилась страна.

Собственно этот хаос, продлившийся около 15 лет, и привел к власти Путина и людей за ним стоящих. Население устало от экспериментов, бесконечных споров демократов и пожелало видеть сильную руку, которая, наконец, выведет страну из тупика.

Но никто не думал, что эта рука будет действовать в интересах узкой группы лиц, позволит сказочно разбогатеть своему окружению, затеет бессмысленную милитаризацию, поссорится с миром и все это, в конце концов, приведет к обнищанию большинства и окончательно разорит страну. В чьих интересах действовала эта сильная рука, рано или поздно мы узнаем, но боюсь, что это случится не скоро.

Понимание этого постепенно приходит, но слишком медленно народ осознает, что опять обманут. Власти предпринимают лихорадочные попытки понравиться народу, но все это на словах, а на деле они спасают только себя, перераспределяя уменьшающиеся деньги в свою пользу.

Но есть в наше время существенные отличия. И дело не в том, что изменился технологический уровень, информация стала более доступна, и страна стала значительно более открытой. Изменились люди. Их теперь не интересует страна, их не интересует справедливость, их интересует их собственная жизнь, они мыслят в масштабах интереса своей семьи, ни сколько не считаясь с интересами соседа и уж тем более народа.

Это следствия воздействия двух факторов: не знакомой нам идеологии капитализма, которая была воспринята народом как безграничное право денег и власть сильной руки.

 В людях сформировались две на первый взгляд противоположные тенденции: гипертрофированный индивидуализм у одной части населения и безразличие к себе у другой. Но их обе объединяет социальный апофигизм, безразличие к интересам общества в целом.

Последствия воздействия сильной руки оказали на активность народа решающее влияние. Последние выборы (если их так можно назвать) продемонстрировали покорность подавляющей части населения. Нет сомнения, что жизнь большинства людей проголосовавших ЗА, не отвечает элементарным стандартам, и они это осознают, но они не смеют противиться власти.

То есть народ подавлен властью настолько, что заранее согласен со всем что она предложит.

Это можно сравнить только с синдромом заложника, когда одна часть начинает сотрудничать с захватчиками, а другая погружается в апатию.

ЕСТЬ ЛИ У ТАКОЙ СТРАНЫ БУДУЩЕЕ?

Ответ однозначный-НЕТ . У народа погруженного в социальную апатию будущего быть не может. Не хочу гадать, каким образом будет трансформироваться Россия, но от ее былой славы и величия едва ли что останется при таком положении дел. Все попытки возродить славу России путем милитаризации и войны с соседями ни к чему хорошему не приведут, а только ускорят развязку, потому что миру такой нарыв не нужен.

Понимает ли это сам Путин и его окружение? Трудно сказать. На мой взгляд, все что они делают только сокращает их дни. Возможно, система зашла в то состояние, когда любая попытка улучшения только ухудшает ситуацию.

Зато это отчетливо понимают бизнесмены, те, кто привык руководствоваться объективными факторами и мыслить без политических обязательств. Они давно сворачивают бизнес в России и вывозят семьи за рубеж.

Если говорить об отношении людей к своей стране, то больше всего оно напоминает мародерство. Когда на город обрушилось стихийное бедствие и имущество осталось без присмотра. В этот момент грабят магазины, обчищают полуразрушенные дома. Здесь происходят тоже самое. Страну попросту дербанят не оставляя ничего для будущих поколений. Все идет на продажу: земли, леса, полезные ископаемые, природные ресурсы, все, что можно продать -продается. Неважно кому, а порой неважно и за сколько, лишь бы извлечь хоть какие-то деньги.

Родители продают квартиры, забывая о детях, а дети не вспоминают от своих престарелых родителях.

Церковь обособилась от страны. Ее голоса просто не слышно в информационном поле. Она превратилась в партию, коммерческую организацию, в ней служат профессиональные верующие, решающие какие-то свои задачи, мало имеющего общего с задачами духовной поддержки народа.

Коммунисты, имеющие места в парламенте, так же не слышны, потому что и они прикормлены властью, их положение зависит от этой власти и от денег, которые у нее в руках.

Народу же все пофигу. Те кто смог подобрался к деньгам и держится за них зубами, те кто не смог, плюют на все.

И эта страна не похожа на ту, что была в 1985 году. Положение государства не такое шаткое как может показаться. Это государство свое не отдаст ни какой перестройке, оно будет держаться до конца и как вросший в организм паразит и погибнет, на сей раз, только вместе с организмом.

Понимание реальности нисколько не вдохновляет людей, а напротив только заставляет их уйти в себя, что еще более усугубляет ситуацию в целом.

Не вижу не одной партии, ни одного лидера, ни одного человека верящего в благополучный исход. Призыв Лии Ахеджаковой сплотится как армяне, выглядит как крик отчаяния женщины, когда мужиков уже не осталось. Никто не выйдет. Те полторы-две тысячи человек, вышедших на проспект Сахарова в Москве протестовать против власти чекистов, не испугают этих чекистов, они крепко вросли в тело организма и хорошо понимают свою силу.

Их сила в людях потерявших веру. Веру в справедливость, в правду, защиту свыше. Люди теперь надеются только на себя и на деньги, которые мечтают достать. Их перестали интересовать другие люди, другой мир. И это уже совсем другая страна.