КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ В РИМЕ

 Фиксированная ставка налога, которым облагалась в Древнем Риме каждая семья или хозяйствующий субъект, вряд ли можно назвать прогрессивной. Эта ставка не менялась в течение пятнадцати лет вне зависимости от увеличения или уменьшения совокупной части капитала. Что, в свою очередь, стимулировало субъекты налогообложения к работе на самих себя. Более понятно все это станет, если прочесть отрывок из романа, в котором префект Нарбоннской Галии – легат Сульпиций Гальба - беседует с Марией Магдалиной, передавая ей в аренду участок земли. До этого Мария Магдалина была насильно выслана из Палестины за то, что проповедовала Христа.  Итак… 

     - Деньги у вас есть, - произнес легат Сульпиций. - Но, если вы с вашими друзьями намерены дни наполет вести умные беседы, то через год магистратура в одностороннем порядке расторгнет с вами договор на аренду земли. Если я не продам вас в рабство, то вышлю туда, откуда вы прибыли. Мария, при всем моем к вам добром отношении, я не только ваш друг, но и чиновник. И, как чиновник, обязан следить за том, чтобы римская казна получала постоянный доход в виде налогов. Получив в аренду большой участок земли, вы обязаны трудиться сами и создавать новые рабочие места. Южная Галлия уже насчитывает сто тысяч переселенцев из Рима. Им всем необходима работа. Большинство местных кузнецов, гончаров, ткачей и земледельцев ведут свои дела в одиночку, что затрудняет сбор налогов. Если их всех собрать в артели, то это не только повысит эффективность их труда, но и значительно облегчит процедуру сбора налогов. Не скрою, римская система налогообложения весьма строга. Но в ней есть также и свои плюсы. Один раз в пятнадцать лет специальная комиссия описывает стоимость имущества каждой галльской семьи или артели. Исходя из этой суммы, назначается фиксированная ставка налога. Сумма налога остается неизменной в течение всех последующих пятнадцати лет. Если вы расширяете свое производство и тем самым увеличиваете стоимость своего имущества, то вся прибавка достается вам. А, если вы мало заботитесь о своих делах, то платить вам все эти годы придется ту сумму, которая была ранее для вас установлена. В конечном счете каждый лодырь окажется в долговой тюрьме, а его дом и земля станут собственностью римского народа. Самого лодыря ждет невольничий рынок. Если он не в силах заставить себя трудиться, то эту задачу возьмет на себя его хозяин. Риме всех обязывает трудиться. Содержание армии требует расходов. Цезарь взыскал с Галлии сорок миллионов сестерций. Но эти деньги давно потрачены. Помимо прямых налогов магистратура взымает пошлины с каждой купли-продажи, с товаров, вывозимых или ввозимых в Галлию, за отпуск раба на свободу. И при наследовании имущества. На последнем пункте хочу остановиться особо. Если говорить о столице Рима, то некоторые члены христианских общин, стремясь передать в общинную собственность свои земли и дома, забывают об обязанности уплаты налога за наследуемое или продаваемое имущество. Бывали случаи, когда лидеры этих христианских общин обогащались за счет уклонения от уплаты налогов. Этим самым они подводили под удар не только себя, но и всю свою общину. Вы поняли меня, Мария? 
      - Я поняла вас, легат Сульпиций, - ответила Великая Мария. 
      - Тогда я, с вашего разрешения, продолжу. Из представителей каких профессий вам бы хотелось создавать рабочие артели?

Галлы успешные земледельцы. Земля здесь родит сама. Поэтому многие галлы лишены терпения. Гончары и ткачи тоже весьма искусны. До Рима им всем далеко, но местный колорит их работ привлекает. 
     - Мне кажется, самое важное при наборе будущих сотрудников, чтобы все они были одних мыслей с нами, - высказала свою точку зрения Великая Мария. 
     - Что вы сейчас сказали? - насторожился легат. - Вы хотите, чтобы ваши рабочие думали также, как думаете вы? Впервые слышу о подобном требовании. Если бы все те, кто мне подчинен, имели бы те же мысли, какие имею я, то все они, рано или поздно, задались бы вопросом: почему он нами командует, а не мы им? Почему он приказывает казнить или миловать, а не мы?  Ведь все мысли у нас с ним одинаковые. Любая власть держится не только на силе. Покоренные нами народы по своему количеству в сотни раз превосходят население Рима. И только благодаря силе мысли и дару предвидения римских вождей нам удается держать эти народы в подчинении. Последний безграмотный галл считает самого себя самым умным, а миллионы римских граждан считают самым умным своего божественного императора. Мысли у граждан Рима могут быть разные. Но цель у всех должна быть одна - величие Рима. Мой вам совет, Мария, набирайте рабочих из числа здоровых, работящих и физически сильных людей. Пусть это будет вашим единственным критерием. Но учтите, что не только мысли, но и цели у вас с ними будут разными. Вы будете стремиться к тому, чтобы они поменьше ели и побольше трудились, а они будут стремиться к обратному. Поэтому меня так позабавило ваше желание видеть в своих рабочих единомышленников. Вы добрая женщина – я это вижу. Но, если я узнаю, что ваши рабочие ходят в дорогой одежде и каждый день едят мясо, а ваше хозяйство едва сводит концы с концами, то я расторгну с вами договор аренды. Если вы не будете воспитывать своих рабочих,, то я, Мария, начну наказывать вас. Выбирайте. Излишняя жалось ведет к попустительству, что, в свою очередь, скажется на сборе налогов. Вы должны воспитывать своих рабочих, а не развращать их. Попробуйте вручить кузнецу или земледельцу миллион сестерций. Что он сделает в ответ? Прежде прочего, он бросит свой молот или плуг. Затем он перестанет видеть в своей семье опору в трудную минуту. Бросив свою семью, такой новоявленный богатей предастся пьянству и разврату. В итоге пострадает не только он сам, но и вся система государственного устройства. Будьте же разумны, Мария. Если вам станет интересно, о чем думают ваши рабочие, то просто выберите из них троих. Эти трое должны будут ежедневно доносить вам обо всем. Оригинальных мыслей от ваших рабочих вы не дождетесь, но обо всех их желаниях вы будете узнавать вовремя. На этом держится весь цивилизованный мир. Поэтому не старайтесь его изменить или победить. Подобные попытки обречены на провал. Вы, Мария, не только добры, но и умны. Поэтому должны будете со мной согласиться. Тогда мое покровительство перестанет быть для меня опасным. Каждому в этом мире определено свое место. Только с этих позиций можно говорить о порядке. И этот порядок, даже если кто-то называет его ярмом, весьма легок, когда к нему привыкнешь. Привыкнете и вы, Мария. Я в этом уверен.

<button id="wk_like_wrap" class="flat_button wk_like_wrap _like_wrap clear_fix no_likes">

 

 

</button>

 

Перейти к странице Феликса Польского