Советский философ в Голливуде

Он вовремя уехал из Ленинграда, затем вовремя успел покинуть Берлин. Несмотря на угрозы нацистов, снял в Голливуде первый антифашистский фильм, затем – серию картин, призывающих США вступить во Вторую мировую. В мирное время талант Анатолия Литвака обрел признание – два «Оскара», «Золотой лев» и главные призы в Каннах.
В 1939 году в США вышел первый антифашистский фильм «Признание нацистского шпиона». Попытки осудить процветающий в Германии нацизм в американском кино предпринимались и раньше, но все они жестко пресекались немецкими властями. Шантажировали фашисты голливудских продюсеров одним – грозили закрыть для проката не только местный германский рынок, но и почти весь европейский. В связи с этим в 1933-м Ассоциация кинопродюсеров США не позволила снять картину «Бешеный пёс Европы» о фашистском режиме Гитлера. В 1934 году был снят с проката фильм «Гитлеровское царство террора». В 1936-м та же судьба постигла фильмы «Я была узницей нацистской Германии» и «У нас это невозможно» по антифашистскому роману Синклера Льюиса. Мало того – даже из «разрешенных» в прокате Германии фильмов до 1939 года убирались любые упоминания о нацистах и евреях, присутствовавшие в оригинале.
Фильм «Признание нацистского шпиона» фашисты тоже всеми силами пытались запретить. Сначала они давили на студию Warner Brothers, где должны были проходить съемки. Потерпев неудачу, стали угрожать режиссеру Анатолию Литваку – еврею, не так давно еще работавшему в Берлине. Угрозы ни к чему не привели, фильм был снят. Тогда посол Германии в США предпринял последнюю попытку отозвать фильм из проката – направил официальную ноту протеста в Госдепартамент. Американское ведомство отнеслось к вопросу серьезно – посоветовало «подождать с премьерой», которая может ухудшить отношения Германии и США. Однако премьера все равно состоялась. Зрители узнали основанную на реальных событиях историю американца немецкого происхождения, который был уволен из армии и тут же завербован нацистскими шпионами в США. Раскрывшие его агенты ФБР разоблачают в итоге всю шпионскую цепь фашистов, пытавшихся подорвать американскую демократию и превратить ее в нацистскую.
Фильм все-таки был запрещен в Германии, Италии, Югославии, Голландии, Норвегии, Швеции и Японии. А вскоре в Германии и Польше были убиты сразу несколько представителей кинокомпании. Это не остановило киностудию от того, чтобы в 1941 году выпустить расширенную версию фильма – с добавлением кинохроники последних событий, происходивших в Германии под знаменем фашизма. Видимо, кто-то посчитал, что это уже перебор – Анатолий Литвак как режиссер фильма был вызван на слушание в Сенат. Непонятно, чем бы закончилось дело, если бы не последовавшая вскоре атака на Перл-Харбор, после которой слушания прекратились.
После вступления США во Вторую мировую войну Анатолий Литвак, несмотря на астму, пошел служить в армию США и дорос до звания полковника. Он служил в штабе генерала Джорджа Паттона кинооператором. В 1944 году Литвак отвечал за киносъемки высадки союзников в Нормандии. Позже эту съемку просматривало и высшее командование армии США. Литвак рассказывал, что во время демонстрации фильма один генерал «нахмурился, а затем и вовсе помрачнел»: «В конце он выбежал из проекционной комнаты в нескрываемой ярости». Литвак думал, что причина в нем и качестве съемки. Но через день Литваку объяснили, что генерал злился не на него, а на «артистов», коими были настоящие солдаты и офицеры американской армии – фильм выявил в их действиях множество тактически неверных решений, послуживших причиной огромных потерь.
Но еще задолго до высадки в Нормандии Литвак участвовал в создании многосерийного фильма, призванного убедить американцев в необходимости вступить в «европейскую» войну. Снимал Анатолий этот фильм вместе с режиссером Фрэнком Капрой. Всего в картине под общим названием «Почему мы сражаемся» было семь разных эпизодов продолжительностью от 40 до 76 минут. Последний эпизод – с подзаголовком «Битва за Россию» – Литвак снимал самостоятельно. «Битва за Россию» была признана лучшей документальной картиной военных лет.
Короткий фильм буквально потряс американское общество – зрители прониклись и состраданием к советским людям, и безмерным к ним уважением.
В том же 1943-м «Битву за Россию» режиссер показал и в Генеральном штабе Красной армии. После просмотра посол США Аверелл Гарриман попросил Литвака прокомментировать картину. К удивлению собравшихся, Литвак на чистейшем русском языке рассказал о съемках фильма и ответил на все вопросы. Когда же высший генералитет поинтересовался, где режиссер так свободно освоил русский язык, Литвак ответил: «Я родился в России и уехал отсюда, когда мне было уже 22 года. Но сейчас я гражданин Америки».
Анатолий Михайлович Литвак родился в мае 1902 года в Киеве в еврейской семье. Отец его был крупным банковским служащим, который вскоре перевез всю семью в Санкт-Петербург. В северной столице Анатолий окончил школу и поступил в университет на философский факультет – ему его удалось даже закончить, несмотря на революцию и начавшуюся в стране Гражданскую войну. Еще студентом Литвак принимал участие в небольших театральных постановках и часто ездил в Москву на занятия Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова. Но в 1923 году он сделал выбор в пользу кино – устроился ассистентом режиссера на петроградскую студию «Нордкино», а уже через год стал соавтором сценария фильма «Самый юный пионер» о приключениях мальчика в годы Гражданской войны. В 1925 году Литвак снял свой первый самостоятельный художественный фильм «Татьяна». Премьера прошла успешно, и подающего надежды молодого режиссера отправили в Берлин – знакомиться с передовой кинематографической техникой на германской киностудии UFA. В Союз Литвак после этого так и не вернулся – в страну он приедет лишь в 1943-м, будучи уже американским гражданином.
В Берлине Литвака приняли тепло – сразу стали подключать к съемкам самых разных фильмов. В течение последующих пяти лет режиссер участвовал в создании фильмов «Безрадостный переулок», «Наполеон», «Казанова» и «Белый дьявол». В 1930-м студия предложила Литваку снять музыкальный фильм «Долли делает карьеру» уже самостоятельно. Фильм имел бешеный успех, так что сразу после премьеры Литваку предложили контракт на работу в Париже. В 1932-м на французские экраны вышел его криминальный фильм «Сиреневое сердце», а затем историческая картина «Майерлинг», которую номинировали на главный приз Венецианского кинофестиваля в 1936 году. Эта же картина стала победительницей в номинации «Лучший иностранный фильм» на конкурсе «Сообщества кинокритиков Нью-Йорка» в 1937 году. Вот после чего Литвак получил заманчивое предложение от студии Warner Brothers. Так началась его карьера в Голливуде, за время которой он снял и оскароносные фильмы – картины «Змеиная яма» и «Решение перед рассветом», и фильмы, получившие множество других наград: «Глубокое синее море» завоевал «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а «Любите ли вы Брамса» получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
Продолжала привлекать Литвака и русская тема. Еще в 1937-м он экранизировал пьесу американского драматурга Роберта Шервуда «Товарищ». В фильме шла речь о крупной сумме денег, которую царь передал во время революции одной из эмигрировавших княгинь. Деньги в конечном счете находят и отправляют на развитие Советской России. В 1956 году Литвак снял одну из самых известных своих кинокартин – фильм «Анастасия» по одноименной пьесе французской писательницы Марсель Моретт. Сюжет повествует об очередной лже-Анастасии – якобы чудом спасшейся в 1918 году от расстрела четвертой дочери императора Николая II. Затрагивает тему России и фильм Литвака «Путешествие», в котором идет описание венгерского восстания 1956 года.
С начала 1960-х годов Литвак жил во Франции, в Сен-Тропе. Осенью 1975 года у него диагностировали рак желудка. Почти весь последний год своей жизни он провел в частной клинике в пригороде Парижа, где и умер 15 декабря 1976 года. Согласно желанию Анатолия Литвака прощание с ним происходило в крематории парижского кладбища Пер-Лашез под траурную русскую музыку. Прах позже был развеян его женой в неизвестном для других месте, указанном ей Литваком при жизни. И по мнению многих знавших его людей, это была Россия.
Комментарии
Знакомо название "Любите ли вы Брамса", автор повести Франсуаза Саган. Наверняка прах его был развеян над родиной, Украиной. Майя Плисецкая тоже завещала развеять свой прах над Россией. Был развеян над Петербургом.