Протесты в Грузии и Нагорном Карабахе – стратегические баталии сверхдержав

Массовые антиправительственные протесты накануне вспыхнули в Грузии и Нагорном Карабахе. Никак не связанные между собой события в двух странах быстро обзавелись общими тенденциями их развития и, вероятно, подводят политическую обстановку в этих странах под один итог.

Грузия

В декабре 2017 года в Грузии произошла трагедия – в результате потасовки, завязавшейся между местными подростками, были убиты двое старшеклассников Давид Саралидзе и Леван Дадунашвили. История получила скандальное продолжение, когда суд оправдал двух несовершеннолетних убийц, что вызвало бурю народного возмущения.

Примечательно, что в ходе очередных народных протестов у стен правительства отец одного из убитых мальчиков уже заручился крепкой поддержкой одного из лидеров оппозиции Георгия Вашадзе - бывшего заместителя главы минюста Грузии при правительстве опального экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Несмотря на отставку генпрокурора по требованию протестующих и назначение реальных тюремных сроков убийцам школьников, вскоре выяснилось, что один из осужденных таки остается на свободе ввиду связей отца в прокуратуре.

Адепты Саакавшили быстро оседлали эту тему и уже сейчас, разгоревшиеся на фоне этой трагедии народные протесты в Тбилиси быстро обзавелись политическим подтекстом -  в списке требований отставка премьер-министра и правительства. Грузия фактически оказалась на пороге новой революции – заинтересованные в смене власти политические силы всячески способствуют тому, чтобы события привели к тем же итогам, как это было ещё недавно в Армении.

Нагорный Карабах

А где беспорядки в Армении, там и политическая турбулентность в прямо зависящем от неё Нагорном Карабахе. Особенно с учётом того, что свергнутый премьер-министр и экс-президент страны Серж Саргсян и сам выходец из непризнанной республики, влиятельная персона в так называемом «карабахском клане».

Теперь, после завязавшейся на бытовой почве драки между жителями НКР, некоторые из которых оказались сотрудниками силовых структур, в Степанакерте накануне вспыхнули протесты местных. После того, как 1 июня 20 карабахских спецназовцев бросились выяснять отношения с двумя гражданскими и в результате серьёзно избили их, жители Карабаха потребовали отставки глав силовых структур непризнанной республики.

События разворачиваются на фоне того, как пост премьер-министра Армении теперь занимает прозападный политик Никол Пашинян, имеющий свой, отличный от политики Саргсяна взгляд на все вопросы, в том числе и по Нагорному Карабаху.

Теперь, когда в эпицентре каждого из событий, что разворачиваются в Грузии и Карабахе, оказались как минимум по одному прозападному политику, в картине происходящего  прорисовываются контуры американского влияния.

Так, например, вопрос Карабаха для США – это вопрос реализации стратегических газопроводных проектов, что, конечно, требует контроля над данными территориями и наличие лояльной политической силы. Лоббировав открытие азербайджанского газопровода «Южный газовый коридор», который протянулся в Италию через территорию Турции, Штаты не прочь подключить к нему и другие страны, чему препятствует влияние в регионе стратегических конкурентов в лице России или Ирана. Вытеснив пророссийский «карабахский клан» из НКР, а затем и саму Россию из повестки урегулирования конфликта вокруг непризнанной республики, США начнут реализацию стратегических задач.

В Грузии всё несколько очевиднее, несмотря на то, что Штаты и сами поддержали приход к власти тех людей, отставки которых теперь требуют протестующие. Но любопытная закономерность состоит в том, что совсем недавно Тбилиси взял курс на восстановление дипломатических контактов с Москвой, которых, как известно, у двух стран не было с 2008 года. Тема особенно актуальна в преддверии президентских выборов, которые состоятся в Грузии в сентябре. Главный адепт прозападного влияния в стране Михаил Саакашвили не упускает возможности сменить режим в Тбилиси – ранее он фигурировал и в протестах, вызванных рейдами полиции по ночным клубам столицы страны.

Конечно, Россия ведёт геополитическую активность, трезво оценивает те или иные события, что имеют для неё последствия стратегического характера. Потому вспышки протестов в странах Закавказья вспыхивают без пробелов во времени, одна за другой. Это создает эффект дуги напряженности вокруг нашей страны, которая мешает ей влиять на ситуацию на своих южных рубежах и это конечная цель тех, кто подогревает происходящие события, используя непростые ситуации отдельных стран в собственных интересах.