Фонд Василия Бойко-Великого поддержит «третьяковского вандала»

На модерации Отложенный

 

Православный предприниматель закажет историческую и психологическую экспертизу картины Репина

 

Василий Бойко-Великий планирует добиться смягчения приговора Игорю Подпорину, повредившему картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Для этого его фонд закажет историческую и психологическую экспертизу полотна. Об этом православный предприниматель рассказал «Шторму».

 

Первая, историческая экспертиза призвана доказать, что Репин искажал факты, а его известнейшая работа — злостная и целенаправленная клевета на российскую монархию. Бизнесмен подчеркивает, что живописец был врагом российских царей и руководствовался в своем творчестве политическими мотивами. «В Израиле никому не придет в голову очернять память царя Давида, хотя в Библии про него написано далеко не только хорошее», — отметил Бойко-Великий.

 

Вторая экспертиза, психологическая, докажет, что художник намеренно использовал такие приемы, которые выводят зрителя из эмоционального равновесия. Бойко-Великий уверен, что Репин в своем творчестве смакует насилие и жестокость. По его словам, именно для того чтобы набраться опыта в этой области жизни, художник ездил в Испанию и посещал корриду. Он считает, что в самой технике у Репина содержится нечто такое, что толкает людей к агрессии и аффекту. В этой связи Бойко-Великий вспоминает мультфильмы о покемонах, после которых некоторые дети падали в обморок.

Помимо самого Репина в произошедшем, по мнению Бойко-Великого, виновен сам музей. «Руководство Третьяковской галереи сделало все возможное, чтобы это произошло», — заявил предприниматель «Шторму». По его словам, после того как группа консервативных интеллектуалов в 2013 году обратилась с просьбой удалить картину из основной экспозиции или хотя бы снабдить его исторической справкой о том, что в действительности Иван IV вовсе не убивал своего отпрыска, музейщики, напротив, огородили картину канатом на столбиках. Таким образом, само устройство экспозиции подталкивало Подпорина к преступлению.

 

Это уже не говоря о том, что картина не была снабжена пометкой о возрастном ограничении. На кровавое безумие совершенно свободно могли смотреть даже дошкольники.

 

Протоиерей Всеволод Чаплин придерживается сходной точки зрения. Он подчеркивает, что Подпорин не отдавал себе отчета в том, что именно он делает. «Но, наверное, есть какая-то закономерность в том, что эту картину два раза повреждали в самые разные исторические периоды, очень отличающиеся друг от друга. Если в первом случае это был идейный человек, то во втором — это человек, который действовал почти случайно», — напоминает Чаплин о поступке молодого старообрядца, изрезавшего картину в начале XX века.

 

По словам священника, сам акт вандализма достоин осуждения, однако печальное событие — отличный повод вернуться к разговору о том, какое послание несет эта картина. Чаплин настаивает на том, что либерал Репин вполне сознательно очернял русского царя. «Я за то, чтобы эту картину восстановить: она уже действительно стала фактом истории. Но к ней необходимо приложить табличку о том, что картина не основана на фактах и многие считают ее той самой фальсификацией истории, с которой надо бороться», — сказал «Шторму» клирик.

Днем 29 мая суд арестовал Игоря Подпорина, повредившего картину Репина. Ему предъявлено обвинение по части 2 статьи 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, совершенные в отношении особо ценных объектов». В субботу, 26 мая, перед самым закрытием музея мужчина прорвался через группу хранителей и нанес по картине несколько ударов столбиком, на котором держался защитный канат. Он объяснил свой поступок тем, что выпил в буфете 100 граммов водки и, будучи непривычным к спиртному, потерял контроль над собой. Также он говорил, что целенаправленно пришел в музей, чтобы увидеть шедевр Ильи Репина.

 

 

Подпорин живет в глухом селе, в паре сотен километров от Воронежа, в Москву приезжал на заработки. Несколько лет назад его мать разбил инсульт, отец страдает от опухоли мозга.