Секреты советского овального мяча

Михаил Васьков представляет:

По легенде, Сталин спросил Берию во время регбийного матча: «А как переводится слово «регби»?» Узнав, что русского эквивалента нет, усмехнулся: «А нужен ли нам этот вид спорта, если мы не знаем, что это такое?».

Если в хоккей с мячом в Филях играли зимой, то в регби, в основном, в теплое время года. Хотя случались соревнования и зимой типа розыгрыша зимнего первенства Москвы. В отличие от русского хоккея регби в СССР никогда не пользовался особой популярностью. Его было начали развивать перед войной, и в 1936-39 гг. даже провели три чемпионата, но затем на долгое время овальный мяч попал под запрет. По бытующей в спортивной среде  легенде, Сталин спросил Берию во время регбийного матча в Петровском парке (энкавэдэшное «Динамо» неизменно становилось чемпионом): «Лаврентий,  как переводится слово «регби»?» Узнав, что русского эквивалента не имеется, лучший друг советских физкультурников якобы усмехнулся в усы: «А нужен ли нам этот буржуазный вид спорта, если мы не знаем даже, что это такое?».

Правда ли это или нет, но следующее свидание с овальным мячом в СССР состоялось только в 1957 году, когда студенты института физкультуры провели пробный «междусобойчик» на вузовском поле. Регбийные коллективы вновь начали создаваться в начале шестидесятых, а первенство Союза возобновилось лишь в шестьдесят шестом. В СК «Фили» регбийную команду организовали годом позже. Под руководством тренера-универсала Григория Ивановича Тучкова филевцы быстро окрепли, набрались опыта, и вскоре завоевали свой первый трофей – кубок Москвы. Через год повторили успех, а с 1969 года стали выступать в Высшей лиге…

Филевская дружина буквально ворвалась в элиту советского регби,  сразу же завоевав серебро союзного первенства, а затем и став чемпионом. Столичная пресса писала тогда: «Такого прогресса в столь короткий период времени не знала ни одна другая команда Москвы». Жители Филей, Мазилова, Кунцева, Шелепихи тоже начали приглядываться к новому виду спорта. Совсем еще пацанятами повторяли мы вслед за взрослыми на трибунах непонятные, словно из другой реальности, загадочные слова-термины: «дроп-гол», «коридор», «трехчетвертные», «игроки схватки». Дивились необычной формы мячу, похожему на среднеазиатскую дыню-«торпеду», который можно было не только пинать ногами, как в футболе, но, оказывается, еще и хватать руками! Наблюдали, как на стадионе ставили необычные ворота Н-образной формы…

 

Фили – территория регби!

Не скажу, что сразу и категорично, но регби пришлось филевской молодежи по вкусу. На мой взгляд, решающими тут стали два фактора: во-первых, практически безоговорочное лидерство «Филей» в регбийной Высшей лиге (в первой половине семидесятых наши земляки во главе с легендарным Борисом Гавриловым пятикратно (!) выигрывали союзное первенство); во-вторых, у нас подходил т.н. «допризывный» возраст, а этот вид спорта – жесткий, силовой, атлетический, по-хорошему агрессивный, как никакой другой прекрасно подходил для физической подготовки будущего защитника Родины! Многие мои сверстники стали записываться в секции регби, соответственно, пополняя и зрительскую аудиторию команды мастеров. 

Хотя лично я остался верен секции ручного мяча (этот вид спорта «культивировался» по соседству, в Кунцеве), но за компанию с товарищами тоже стал похаживать на регбийные матчи. На них народа собиралось, пожалуй, поменьше, чем на тот же хоккей с мячом, но постепенно   сформировалась и своя, чисто регбийная аудитория. Она состояла из трех основных «страт»: родственников и друзей самих игроков, из юных регбистов ДЮСШ «Фили» (директором которой стал бывший игрок команды Анатолий Георгиевич Ванюшкин) и из местных жителей, которые приходили болеть за «своих». Возможно, народа ходило бы и больше, но календарь игр всегда почему-то составлялся как-то уж чересчур хитромудро! То ли из-за боязни погодных коллизий средней полосы, то ли в целях экономии. Поэтому, скажем, в начале сезона команды Высшей лиги вполне могли на месяц-другой укатить в солнечный Узбекистан и проводить несколько туров в какой-нибудь Ферганской долине среди хлобкоробов-дехкан… 

Середина и конец семидесятых («Фили» тогда чуть сбавили обороты, но дважды становились серебряными призерами и завоевывали Кубок) пришлись на период формирования фанатского движения среди московских футбольных и хоккейных болельщиков. Многие из нас, разумеется, стали самыми ярыми «суппортерами» своих любимых команд, поэтому вольно или невольно элементы фанатской субкультуры привнесли и на трибуны «Филей». Конечно, до эпохи  растяжек и баннеров, файеров и атлетических шоу было еще очень далеко, но кое-что имелось уже и тогда. Например, кричалки и речевки. Среди них, запомнилась лаконичная и немного «дворовая»: «Фили» – короли!». Были, конечно, и еще, рифмуемые со словами «Фили» и «ай, люли», но по причине нецензурности, приводить их здесь не стану. Намекну, что в них на разные мотивы обыгрывался сюжет знаменитого «Военного совета в Филях» во время Отечественной войны 1812 года.

Скандировали также фамилии и прозвища своих любимых игроков. До сих пор помню их – Граждан, Юдин, Капитонов, Киянов, Ивашов, Юсимы, Дрожжин, Миронов… Ну, и уж, конечно, совершенным «хитом» сезона конца семидесятых стало появление на «Филях» нескольких болельщиков в шарфах-самовязах сине-желтых тогда клубных цветов с флагом!

На усиление болельщицкой активности, несомненно, повлияла сама география советского регби: ведь в «гости» к филевцам приезжали не только другие столичные, ленинградские или красноярские команды, но и коллективы из Украины (Киев, Львов), Грузии (Тбилиси, Кутаиси) – давние антагонисты московских футбольных клубов. У них были свои преданные болельщики и даже самые настоящие фанаты, «пробивавшие» первые выезды. (Особо популярно регби, к слову, стало в Грузии, где издавна существовала своя народная игра в мяч – «лело», весьма похожая на регби, но без всяких правил. Странно, что на вышеупомянутое решение грузина Сталина сей факт никак не повлиял! – М.В.). За своей командой – ВВА имени Гагарина, главного соперника «Филей» в борьбе за медали – ездила и группа поддержки монинских курсантов-летчиков…

 

Секреты советского овального мяча

На пополнение зрительской аудитории, несомненно, повлиял и выход советского регби на международную арену.  В 1975 году Федерацию регби СССР приняли в Международную любительскую федерацию регби – ФИРА (предшественницу нынешней федерации Регби Европы), и наша сборная, в которую традиционно входило немало филевцев, стала участвовать в регулярных чемпионатах европейского континента (главном соревновании после Кубка Мира в рамках Международного совета регби), сначала в группе «Б», затем и в группе «А». В конце семидесятых – начале восьмидесятых сборная СССР трижды брала бронзу, а в конце восьмидесятых – пять раз серебро! Как знать, если бы не дурацкий отказ от приглашения выступить в первом Кубке мира в 1987 году из-за участия в нем уже отходящей от апартеида, но все еще «подсанкционной» ЮАР, может быть, регби и в нашей стране получило бы мощнейший импульс развития, и стало бы конкурентоспособным среди сильнейших мировых сборных из англоязычных стран… Во второй раз сборную Союза звать на Кубок мира, конечно, не стали. Начиная же с 1991 года систему приглашений национальных команд заменили квалификацией, пробиться сквозь сито которой ни советской, ни российской сборным оказывалось не под силу…

Что ж, случилось так, как случилось, а мы вернемся к нашему повествованию. Сборная СССР часто выступала на «Филях». «Поляна» этого стадиона считалась одной из лучших в стране. Ее часто берегли именно под сборников. Тренировки же и даже некоторые игры проводили на резервном поле (на том месте, где сейчас дворец водного спорта «Фили»). Приезды лучших европейских сборных постепенно стали обыденным делом. Помню матчи с чехами, итальянцами, испанцами, румынами (которые для нас традиционно были как самыми частыми, так и самыми трудными соперниками). Абсолютный аншлаг на «Филях» случился в олимпийском восьмидесятом, когда 18 мая сборная Советского Союза принимала сборную Франции – сильнейшую в Европе. «Советский спорт» зафиксировал рекорд посещаемости – 15 тысяч зрителей! Под неимоверный рев «торсиды» ребята в красных регбийках ринулись вперед, но более удачливыми оказались французы. Уже на пятой минуте судья из Уэльса Кен Роулендз зафиксировал взятие наших ворот. К перерыву СССР «горел» 0:14, но к концу встречи советские регбисты, забив со штрафного и реализовав попытку, сделали счет более «пристойным» – 7:18.

 

«Фили» – должны жить!

…В восьмидесятые сначала учеба в институте, а затем и служба уже не позволяли, конечно, как в старые добрые времена, регулярно присутствовать на поединках сборников и филевцев. После последнего советского серебряного сезона «Филей» (1983), матчи, которые я посетил на старом стадионе на перекрестке Большой Филевской и Физкультурного, если честно, можно посчитать по пальцам. Да что там! Даже в Лужники на футбол и хоккей – и то с годами удавалось вырываться всё реже и реже. Смешно, но хоккейные, футбольные матчи доводилось чаще посещать за границей, нежели чем дома...

Так что об успехах и неудачах земляков-регбистов знал потом лишь понаслышке от друзей детства. О бронзе национального, уже российского, первенства-1993 и о постоянных перебоях с финансированием. О вылете в начале нулевых из Суперлиги и о возвращении в элиту в 2010-ом. О полном прекращении  вскоре спонсорства со стороны завода имени Хруничева (который в силу самых разных причин и сам оказался на грани банкротства) и об акциях по всей стране среди любителей овального мяча под слоганом «Фили» должны жить!»…

С горечью, конечно, услышал и о расформировании филевской профессиональной регбийной команды, но подивился лишь тому, как долго, по сравнению с той же ледовой дружиной, она в новое время продержалась… Хотя, говорят, несмотря на все трудности, филевский регбийный коллектив продолжает жить, выступая на любительском уровне, и силами энтузиастов даже развивает детскую школу! Впрочем, это уже совершенно другая история…

  

Михаил ВАСЬКОВ