УРОКИ РУССКОГО

МОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Пермь возглавила рейтинг городов, чьи жители чаще всего используют в речи нецензурную брань, следует из социологического опроса, проведённого маркетинговым агентством Zoom Market.

По результатам исследования второе и третье место заняли Воронеж и Иваново. В первую десятку также вошли Оренбург, Тамбов, Челябинск, Кемерово, Брянск, Ростов-на-Дону и Липецк. Москва заняла в рейтинге 19 место, Санкт-Петербург – 23-е. Замкнула список «самых матерящихся городов России» Казань.

Исследователи опросили 3000 человек в возрасте от 18 до 54 лет. Участникам задавали три вопроса: «Вы ругаетесь матом?», «Как часто вы ругаетесь матом?» и «Сегодня вы ругались матом?».

От себя же я бы задал ещё один (кстати, извечный русский вопрос): кто виноват? Кто виноват в том, что русский язык сегодня очень болен. И чтобы видеть это, совсем не обязательно быть лингвистом.

Для начала стоило бы увеличить в общеобразовательных школах количество часов изучения русского языка, а не отдавать львиную часть времени английскому. В этой работе нужен системный, комплексный подход, а не кавалерийские атаки в виде «декад», «месячников» и прочих сиюминутных акций.

В этой связи вспоминается мне 2007 год, который был объявлен тогда «Годом русского языка». Я читал кое-что из программы того проекта 11-летней давности, где в частности было написано: «География его будет максимально широка. В течение 2007 года пройдёт более 800 мероприятий в России, странах СНГ и за рубежом. Среди них – выставки и презентации, международные форумы и «круглые столы», конкурсы и интерактивные акции».

Звучало всё это мажорно и оптимистично; пресса регулярно знакомила нас с победными реляциями организаторов о выполнении намеченного. Но внесла ли вся эта суета хоть какие-то улучшения в состояние русского языка, и, наконец, не предполагало ли само название этого проекта то, что с 1-го января следующего года, когда отзвучат фанфары и отгремят литавры по случаю «наведения порядка» в русском языке, можно будет снова изъясняться «на фене»?

Но, помилуйте – она и сегодня никуда не исчезла! Бывало, прочтёшь отчёт о проведении очередного мероприятия в рамках «титульного года», утрёшь слезу умиления, выйдешь на улицу, а там, она родная – «феня»!

Да такая, что хоть святых выноси!

И никакого тебе осуждения! Ни со стороны общественности, ни со стороны официальных лиц, которые (видимо, в целях сближения с «массами») сами не прочь были «врезать» что-нибудь этакое на сленге или ещё каком-нибудь арго. Достаточно вспомнить знаменитое путинское «мочить в сортире» или несколько утончённое медведевское – «не надо париться». И всё это, естественно, – на всю страну! С телеэкрана!

И коль уж, мы вспомнили это чудо техники (телевидение), так может, кто-то припомнит и то, что несколько лет назад тоже на телеэкране, а точнее, на канале «Культура» шла программа, которая называлась «Без мата нет русского языка». Именно так – в утвердительной форме, без всяких вопросительных знаков в конце. И вёл её не кто-нибудь, а Михаил Швыдкой, бывший в ту пору министром культуры, а по совместительству подрабатывавший, впрочем, как и сегодня, телешоуменом.

Так вот, в своей передаче про русский мат он, видимо, для того, чтобы помочь телеаудитории «погрузиться» в предложенную тему, с упоением цитировал Бахтина, утверждавшего когда-то, что все мы находимся «во власти телесного низа», а посему, не материться в принципе не можем. Мол, нужно лишь подбирать время и место.

Однако после таких «наставлений» не всем захотелось утруждать себя поисками времени и, особенно, места. Ненормативная лексика из сугубо бытовой сферы широко шагнула в общественную: так называемый «русский шансон», а, по сути, блатные песни, ареал распространения которых ранее не выходил за пределы «мест не столь отдалённых», не смолкают в радио- и телеэфире; актёры, выполняя волю режиссёров-«новаторов», уже достаточно привычно обкладывают друг друга таким «трёхэтажным», что, кажется, кулисы – и те краснеют; тот же лексикон, да ещё густо сдобренный англицизмами, стал неотъемлемой приметой любой молодёжной компании; русский мат, ценителем которого оказался бывший министр культуры, уже раздаётся из детских песочниц…

Складывается впечатление, что русский язык живёт сам по себе, а мероприятия, проходящие под его эгидой – сами по себе. Так, зададимся вопросом: а нужна ли была вся эта «помпа», да ещё с такими большими затратами на входе и маленькими результатами на выходе?