О ГРУСТНОМ САТАНЕ

На модерации Отложенный

                                                           ОЖОГ О ЖИЗНЬ


Лекция 17.05. 2018.
Центральная библиотека Красносельского района Санкт-Петербурга

     Дорогие друзья, позвольте поблагодарить вас за ваш интерес к личности и творчеству польского писателя Станислав Феликса Пшебышевского. Многие из вас уже знают, что у поляков нет отчеств. Поэтому, если назвать нашего героя по-польски, то получится: Станислав - сын Феликса.
   Итак, здравствуйте. Помимо знакомства с биографией и творчеством Станислав Пшебышевского, нам предстоит найти ответ на вопрос: почему Российская Империя с ее богатым политическим опытом и многовековыми традициями рухнула в одночасье? Причин, обуславливающих подобные социальные феномены, бывает несколько. Не сбрасывая со счетов экономический фактор, мы должны будет заострить наш взгляд на духовной составляющей данного процесса. Многие замечали, что города Российской Империи к концу 19 века являли собой ужасное подобие древнего Вавилона. По количеству публичных домов и иных увеселительных заведения Россия стремилась догнать города Древнего Рима. Об этом писали классики русской литературы. Лев Толстой. Максим Горький. Федор Достоевский. Европа конца 19 века узнала о многогранности таинственной русской души из романа «Братья Карамазовы». Кто является одним из главных героев этого романа? Федор Карамазов, не брезговавший близостью ни с одной из женщин, включая блаженных. Дальнейшая коллизия романа сводится к вражде отца и сына из-за молодой женщины. Что, как считают некоторые, и стало причиной отцеубийства. Знакомство с социальными уродствами стало одной из причин неудавшегося самоубийства Максима Горького. Если же говорить о провинциальном дворянстве, то каждый уважающий себя помещик вплоть до середины 19 века имел свой собственный гарем. Редкая крепостная девка могла избежать сексуальной агрессии со стороны барина. Иоанн Кронштадтский прямо с церковного амвона говорил о том, Бог не станет долго терпеть подобного разврата.
   Наверное, пришла пора пояснить, зачем автору понадобился экскурс в историю русского разврата, и причем тут писатель Станислав Пшебышевский? Дело в том, что в начале двадцатого века в России появился польский писатель, заявивший, что телесный разврат не только полезен, но и спасителен. Ибо, соединяясь друг с другом, мужчина и женщина уподобляются Творцу! А при определенном условии могут стать даже мудрее и сильнее Бога. И даже, если пожелают, убить Его. Смешав учение Платона об андрогинах с некоторыми аспектами гностического учения Валентина, этот писатель задумал их переплюнуть. Он, в частности, заявил о том, что Бог, создавая Вселенную, был обуреваем нестерпимым желанием излить из себя некую единую субстанцию, которая при своем излиянии разделилась на мужские и женские начала. Эти мельчайшие частички противоположного пола, начав совокупляться, и создали все Вселенную. При этом Бог, по мнению этого польского писателя, был весьма коварен. Зная о том, что, если две частички, составлявшие некогда в нем Самом одно целое, сольются вновь, то эта новое сущностное единство станет равно по силе и могуществу Богу. Ведь часть в бесконечно-больших величинах может быть равна целому. Кто изучал теорию множеств, тот об этом знает.
     Следующим шагом была смерть, которую Бог создал, чтобы поглощать умершие или погибающие частицы. Этим самым, Бог, по мнению польского писателя Пшебышевского, реализовал свое желание проносить в жертву самого себя. Не знаю понятно ли всем то, о чем я говорю, но давайте вспомним слова Шиллера о том, что Любовь и Голод правят миром. Заменив слово «Голод» словом «Смерть», писатель Пшебышевский заключил, что вначале было не Слово, а Пол. Вернее два пола. Мужской и женский. Поэтому цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы найти свою половинку и соединиться с ней. Только так человек может достичь бессмертия и вселенского могущества. Пшебышевский не отрицал, что поиски своей второй половинки могут быть сопряжены с большими трудностями. Ваша половинка могла умереть раньше, чем вы родились. Бог сделал все, чтобы затруднить встречу человека со своей половинкой. Но искать надо. Таким образом, уставшие от разврата люди из числа интеллектуальных и прочих российских элит обрели в порочной космогонии Пшебышевского новый импульс к своим эротическим забавам. При этом гуру разврата заявлял, что вторая ваша половинка может быть заключена внутри вашей дочери или матери. Поэтому инцест не должен и не может считаться грехом. Как гомосексуализм и лесбиянство. Ведь коварный бог, как учил еще Платон, мог спрятать вашу половинку как в мужчину, так и в женщину. Посильную помощь в нравственном разложении российской элиты Пшебышевскому оказал немецкий писатель Кнут Гамсун. В своем нашумевшем романе «Голод» он изобразил Бога немощным стариком, наблюдающим как хозяйка дома изменяет своему мужу с постояльцем. По мнению Гамсуна, если Бог и не умер, то стал настолько немощен, что уже не в силах что-то изменить в этом мире. В России подобная интерпретация образа бессильного бога встретила понимание с связи с поражением России в войне с Японией. В аристократических кругах многие считали, что сил у Бога осталось только на то, чтобы подглядывать. Вспомним строки из поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах», цитата: «Я думал ты всесильный Божище, а ты недоучка - крохотный божик. Смотри, я из-за голенища достаю сапожный ножик!». С чьего голоса поет поэт Маяковский мы скоро узнаем.
    Собрания сочинений Пшебышевского в начале прошлого века печатались в России миллионными тиражами, уступая по количеству лишь тиражам «Капитала» Карла Маркса. У некоторых в домашних библиотека и сейчас стоит его десятитомник.
     Показателем активного богоборчества среди просвещенных элит стало то, что многие батюшки, посещавшие дома своих прихожан на Пасху или Рождество, стали нежелательным персонами в этих домах. В лучшем случае господа высылали навстречу батюшкам слуг, вручавших батюшкам заветный рубль и ступку водки. Видя отношение своих господ к церкви и ее служителям, слуги бессознательно стали копировать поведение господ. Все это я говорю лишь для того, чтобы доказать, что та российская почва, на которую излилась эротическая ересь писателя Пшебышевского, была весьма и весьма благодатной.
     И теперь, когда общая картина многим стала ясна, мы поговорим о самом авторе эротической космогонии.
     Станислав Феликс Пшебышевский родился 7 мая 1868 года. Его отцом был сельский учитель – Феликс Пшебышевский. Маленький Стась начал свое обучение в гимназии города Торунь. Затем он изучал архитектуру и медицину в Берлине. Был редактором социал-демократического еженедельника «Gazeta robotnicza» (1893). Вращался в кругах международной артистической богемы. Был близко знаком с художником Эдвардом Мунком, драматургом и писателем Августом Стринбергом. Бросив свою первую гражданскую жену с двумя детьми, Пшебышевский в 1893 году женился на норвежской пианистке - Дагни Юль. Живя в доме ее родителей в Норвегии, Пшебышевский часто бывал в Стокгольме, Осло, Копенгагене. В 1897 он вернулся в Берлин. В 1898 году путешествовал по Испании. Бывал в Париже. В 1898 году обосновался в Кракове, возглавил польское модернистское движение «Молодая Польша». В 1899 опубликовал в журнале «Жизнь» манифест антиреалистического и антидемократического искусства «Confiteor».
     Дагни, родив мужу двоих детей, бросила его в 1900 году. Через год - 5 июля 1901 она была убита в Тбилиси своим юным любовником Владиславом Эмериком. После чего Пшибышевский перебрался в Варшаву.
   В 1903-1904, путешествуя по России вместе с театральной труппой, ставившей его драмы, Пшебышвский прибыл в Петербург. В 1905 он повторно женился на Ядвиге Каспрович. Жил в Торуни, затем в Мюнхене. В 1918 вернулся в Польшу. Служил в Дирекции почт и телеграфов в Познани. Затем в Управлении польских железных дорог в Гданьске и в гражданской канцелярии президента в Варшаве.
     Теперь обо всем этом чуть подробней. Начнем с творческого кредо писателя Пшебышевского. Литературную известность он приобретает сначала как немецкий писатель. В конце 19 века он стал знаменоносцем немецкого модернизма. И был восторженно встречен декадентской молодежью Германии. Как верно заметил один из историков польской литературы, цитата: «Начни Пшибышевский писать у себя на родине - можно уверенно сказать, что он не имел бы там никакого успеха. Польское общество и критика, находившиеся в то время под обаянием Сенкевича, не могли бы восторгаться «сверхчеловечностью его героев», конец цитаты. В польскую литературу Пшибышевский вошел уже как писатель с европейским именем, привлекавшим интерес как последнее слово западной культуры. На немецком языке первоначально вышли такие произведения Пшибышевского, как «Homo Sapies», «Дети сатаны», «К психологии индивидуума», «Шопен и Ницше» и др. Пшебышевский всегда восторгался тем, что Ницше имел польские корни.
     Особо радушный прим был оказан Пшебышевскому в России в начале 1903 года. Этому весьма способствовали такие писатели как Пильняк, Белый и поначалу Ремизов, хотя Блок и Короленко предупреждали об опасности распространения эротической космогонии Пшебышевского в России. Блок при этом ссылался на то, что молодой поэт, сблизившийся с Пшебышевским и воспринявший его идей, покончил с собой. Но самоубийства молодых людей в начале 20 века были в России весьма распространенным явлением. Примерно также, как и в наши дни.
   Одной из причин, по которой космогония Пшебышевского нашла громкий отклик в русских сердцах, можно считать романы Достоевского, в которых русский классик показал людей, активно растворявших свое «я» в других людях. Митя Карамазов и его отец растворили свое «я» в Грушеньке. Сонечка в Родионе Раскольникове. Сам Достоевский дважды пробовал растворить свое «я» в двух своих первых женах. Митя Карамазов, как, впрочем, и сам Достоевский, должен обрести Бога на каторге. Родион Раскольников - тоже. Это исконно русский путь. Представители западной интеллектуальной элиты идут иным путем. Они находят своего бога в книгах, и, найдя, отвергают. Вопрос лишь в том, а того ли бога они нашли? Но вернемся к Пшебышевскому.
     Его вторая жена родилась в небольшом норвежском городке Конгсвингер, где провела детство и юность. В 1898 году она приехала в Берлин обучаться игре на фортепиано и пению. Здесь же она встретила своего земляка, художника Эдварда Мунка. И стала его музой. Мунк ввел Дагни в артистическую компанию, которая собиралась в берлинском винном погребке «Под черным поросенком». Следующим, для кого Дагни стала музой, был шведский писатель Август Стриндберг. Но поистине роковой роман случился у Дагни с Пшебышевским. В его внешности не было ничего привлекательного: невысокого роста, худощавый, по замечанию одной из берлинских газет: «похожий на несколько ободранного рыжего кота». Однако этот «ободранный кот» обладал удивительной способностью влюблять в себя женщин. Один польских острословов - Тадеуш Бой-Желенский называл Пшебышевского Грустным Сатаной. Пшибышевский всерьез увлекался сатанизмом.
     Будучи не в силах пережить разрыв, первая жена Пшебышевского – Марфа Фердер - покончила жизнь самоубийством, отравившись угарным газом. Подозрения пали на Пшебышевского. Об этом писали газеты. Имя Пшебышевского оказалось на слуху. Поняв всю выгоду от газетной шумихи, Пшебышевский потом ни раз будет заводить многочисленные романы и оказываться героем скандальных хроник, с целью привлечь к себе внимание.
     Счастье Дагни и Стаса длилось недолго. Они оба постоянно заводили новые романы. Ведь главное в жизни, как считали они, - это поиск. А поиск немыслим без свободы. Газеты много писали об их романах на стороне. В частности, газеты писали о том, что молодой поэт Станислав Кораб-Бжозовский покончил жизнь самоубийством из-за рыжеволосой Дагни. У ее мужа в это же время начинается роман с Ядвигой Каспрович, женой известного польского поэта, публициста, ученого, будущего ректора Львовского университета. Ядвига была матерью двух девочек-подростков, внимательной и любящей женой, но она влюбилась сначала в творчество Пшибышевского, а потом и в него самого. Во время визита Пшибышевского во Львов, Ядвига призналась ему в любви. В то же самое время у Пшибышевского возник роман с молодой львовской художницей - Анелей Пайонкувной, которая вскоре родила ему дочь Станиславу. Пробуя найти свою половинку в родной дочери, Пшебышевский, дав дочери подрасти, вступил с ней в половую связь.
     Его дочь Станислава стала писательницей. Среди ее произведений наиболее известной является драма «Дело Дантона», по которой Анджей Вайда поставил фильм «Дантон» в главной роли с Жераром Депардье. Успеха фильм не имел. Его дочь боготворила Робеспьера - врага всякой тирании. Умерла она в одиночестве, скорее всего, от голода. Папа бросил ее второй раз
   Не менее трагичной оказалась судьба Дагни. Сын магниевого олигарха - Владислав Эмерик - в одном из номеров отеля застрелил ее из пистолета. Потом он бил себя. В своей последней записке Эмерик написал: «Я убиваю ее для нее же самой».
     Любовников похоронили в Тифлисе. Детей - сына Зеннона и дочь Иви - забрали родственники Дагни, жившие в Швеции. Газеты много об этом писали.
     С 1903 по 1905 год Пшебышевский путешествует по России. Его пьесу «Снег» пробует ставить Мейерхольд. Тогда же Пшебышевский запускает в литературный оборот термин: «Ожог о жизнь». Такой ожог, как он
считает, получают умные и тонко чувствующие люди, соприкасаясь с ужасной действительностью, где тон задают люди низкие, бесчувственные и меркантильные. Во всех произведениях Пшебышевского доминируют два мотива: болезненный эротизм и псевдо-революционность. Разрушать не для того, чтобы содействовать революционному движению, а для того, чтобы вызвать дрожь у «свиней». Его революционеры, как пишет один из исследователей его творчества, это не деятели, борющиеся во имя определенных общественных благ или идеалов, а лишь «дети сатаны», разрушающие общественный строй под давлением мистической необходимости, проистекающей из таинственных сатанинских глубин. «Дети сатаны» разрушают общественный строй и фатально губят друг друга. Сатанинская революционность – это такая же фатальная неизбежность, как половое влечение, являющееся первоисточником всяческой мудрости и одновременно элементом, приводящим к преступлению. Высочайшее наслаждение и фатально следующее за ним преступление - таковы постоянно повторяющиеся мотивы у Пшебышевского. Болезненный эротизм Пшибышевского получил оформление прежде всего в его поэмах: «Над морем» [1899], «Андрогина» [1901], «В час чуда» [1902]. Мнимая революционность Пшибышевского нашла выражение в романах «Дети сатаны» [1897], «Homo sapiens» [1898]. Его эротики и индивидуалисты оказываются нравственными банкротами. Они капитулируют перед ходячей моралью. Эта особенность его творчества отразилась в его драмах, где он должен был больше считаться с обывательской моралью. Эти драмы - «Для счастья» [1900], «Золотое руно» [1901] и «Снег» [1903] – все они полны метерлинковских туманных намеков и недомолвок, образов, символизирующих рок. Новый материал Пшебышевский пытался почерпнуть во время империалистической войны. Высказавшись за польско-германское единство в публицистическом произведении «Польша и святая война», он безуспешно старался воплотить эту новую свою идеологию в художественных образах (книга военных рассказов «Возвращение», (1916). Здесь перед нами его старые герои – эротики, мистики, мучимые совестью индивидуалисты, которые стремятся искупить на войне кровью свои преступления. Последнее незаконченное произведение «Мои современники» [1926] - дает интересный материал для характеристики немецкого модернизма, к которому Пшебышевский в первые годы своей литературной деятельности.
     Расчет со своим прошлым - это новый термин, жизнь которому дал Пшебышевский. По примеру Гертруды Стайн, назвавшей всех вернувшихся с войны, «потерянным поколением». Но к мысли о неизбежности для человека расчета со своим прошлом Пшебышевский пришел не вдруг. Этому прозрению помогла его вторая жена - Ядвига Каспрович, решившая ценой своего лично счастья вытащить Пшебышевского из того ада, в который он погрузился.  
     Из-за недостатка времени мы лишены возможности подробно останавливаться на каждом произведении Пшебышевского. Каждый может сделать это самостоятельно, помня о той опасности, которая его подстерегает. Но об одном из его произведений мы поговорим подробно. Тех, кому интересна личность нашего героя, я могу отослать к эссе Юрия Нагибина «Трое, один и еще одна».
     Станислав Пшибышевский и Ядвига Каспрович поженились, но брак их нельзя было назвать счастливым уже потому, что Ядвига всю жизнь старалась отвратить Пшебышевского от его пагубных взглядов. Ядвиге это удалось. Обещая подробно остановиться на одном из романов Пшебышевского, я имел в виду роман «Человек сильный». В этом романе, как и в серии рассказов «Возвращение», Пшебышевски впервые заговорил о необходимости для человека произвести расчет со своим прошлым. Ранее за ним этого не замечалось. Тут налицо влияние Ядвиги Каспрович. В романе «Человек сильный» речь идет о сверхчеловеке. Бог, как считает главный герой, не сотворил его свиньей, но лишил литературного таланта. Но этот талант есть у его друга - драматурга и наркомана. Сверхчеловек, считая себя вправе, убивает своего талантливого друга и завладевает его пьесой. Пьеса имеет грандиозный успех. Сверхчеловек стал знаменит и богат. Единственное, что его тревожит - странные видения. Впав в безумие, сверхчеловек кончает жизнь самоубийством. Именно так должен был закончить свою жизнь и сам Пшебышевский, но помехой стала его вторая жена.
     Умер Станислав Феликс Пшебышевский в 23 ноября 1927 года. Хоронили Пшебышевского как значимую персону. За его гробом шли первый лица Речи Посполитой. В том числе и священники. На его могиле написали «Метеор Молодой Польши». Внебрачный сын Болеслав от Марфы Фердер служил директором Московской филармонии. Активно насаждая пролетарскую музыку, он сознательно губил классическую. Об этом было доложено Сталину. Болеслава осудили по статье мужеложество, только что возвращенной в уголовный закон. Проведя год в колонии, Болеслав вернулся к своей профессии. Он вновь был арестован в 1937 и расстрелян на Бутовском полигоне в Москве.
   Судьба дочери Ивы неизвестна. Сын Пшебышевского и Дагни - Зенон - стал шведским дипломатом. Дожив до девяносто четырех лет, он написал книгу, озаглавив ее: «Я был в той Аркадии». В своей книге Зенон утверждал, что в момент убийства его матери он находился в номере отеля, где все это произошло. Назвать сцену убийства матери - Аркадий (счастливой страной: прим. Авт.) весьма трудно.    
   А теперь, помня все сказанное, попробуем вернуться в так называемые перестроечные годы. Эротизм в России на рубеже семидесятых годов получил свое новое рождение. Публичные дома заменили Дома отдыха. Появились подпольные публичные дома, организуемые новой торговой элитой. С началом массового «перекрестного опыления» - так назывался в те годы адюльтер, советские семье стали активно распадаться. Журнал «Молодой коммунист» в 1973 году приводил следующие цифры. В СССР на сто свадеб приходится 80 разводов. Советское общество разделилось на одиноких самцов и женщин с детенышами. В судах общей юрисдикций каждое второе дело рассматривалось по заявлению бывшей жены о взыскании с бывшего мужа алиментов. Я еще тогда не работал в судах, но коллеги мне рассказывали. Мой сокурсник по драматургической Мастерской при ЛО ВТО РСФСР - Олег Ернев - написал пьесу: «Когда спящий проснется». В этой пьесе шла речь об интимных отношениях жителей одного подъезда в хрущевском многоквартирном доме. Злоупотребляя спиртным и сходясь вместе, жители подъезда активно вступали друг с другом в известные отношения. Олег намучился с постановкой. Репертуарный отдел Главного управления культуры назвал случай, описанный драматургом, нетипичным. С большим трудом пьесу удалось поставить на Малой сцене Театра имени Ленсовета. Главный режиссер Владимиров не рискнул ставить эту пьесу, перепоручив постановку молодому режиссеру Олегу Левакову. Но, поскольку, есть болезненный эротизм, то, если верить Пшебышевскому, должны быть и преступления. И преступления появились. Когда уровень потребления чистого алкоголя на одну грешную душу в год превысил 16 литров, (данные озвучил академик Чазов) дела о фактах насилия по своему количеству стали соперничать с делами о взыскании алиментов. В судах такие дела назывались - «напились и убились». Следом экономика начала показывать резкое снижение во всех областях. Начались приписки. И вскоре социалистический строй рухнул столь же стремительно, как некогда рухнул и строй царский. Так неужели же прав, Феофан Затворник в том, что между хорошим и худым мы всегда выбираем худое. И окончательный суд над нами будет произведен в последний день существования земли. С Библией не поспоришь. Но так ли поступали Христовы апостолы?
    Мы на одной из лекций говорили о миссионерской роли Марии Магдалины. Имеет смысл вспомнить некоторые детали. Прибыв в Южную Галлию, Мария Магдалина увидела там ту же ситуацию, которая была в России в семидесятые годы прошлого века. Поголовное пьянство. Разврат. Жены ежегодно разводились со своими мужьями в поисках своей новой половинки. Кельтский законы им это разрешали. Мужчины заводили новые семьи примерно с той же частотой. Дети оказались брошенными, не зная четко, чьи они. Подобный разврат и поголовное пьянство был отчасти спровоцирован тем, что римляне, завоевывая Галлию, убили почти всех кельтских жрецов-друидов. Именно эти жрецы-евнухи следили за общественной нравственностью. Римлянам кельтский разврат был только на руку. Во-первых, они сами занимались тем же, а, во-вторых, ослабленные вином и развратом кельты не могли активно бороться за свою независимость. Индустрия разврата в Юной Галлии не была Марии Магдалине в новинку. В ее родном портовом городе в Галилеи творилось то же самое. Что дорого может быть из Галилеи? (Евангелие) В Галилели Мария занималась тем же самым – спасала детей и взрослых. Правда, тогда рядом с ней был Христос. ( Не запрещайте детям приходить ко Мне) Теперь же ей приходилось все делать самой, прося при этом помощи у Христа. С чего же, собрав вокруг себя и взрослых людей, уставших от пьянства и разврата, начала Мария Магдалина? А начала она свою речь с того, что Бог за всю историю человечества заключил с людьми три Завета. Первый Завет Бог заключил с Ноем в 3268 году до нашей эры. Сразу после Всемирного потопа. Тогда Бог просил людей не блудить, ни есть идоложертвенного, не есть удавлены, и не есть крови. Второй завет (Декалог) Бог заключил с Моисеем на горе Синай в 1445 году до нашей эры. Во второй Завет не вошли три предыдущие просьбы, а осталась одна - не блуди. Третьим Заветом можно считать Нагорную проповедь Христа. И вновь просьба - не блудить - остается. И даже усиливается. Исходя из этого Мария Магдалина пробовала объяснить людям, что их тела - суть члены церкви Христовой. Поэтому так важно блюсти свои тела в чистоте. Многим детям помогла Мария Магдалина. Многим сиротам. Как истинным, так и социальным. При ней кельтские женщины впервые поняли, что цель брака - не поиск своей половинки, а рождение детей и приведение их к Богу. Кто же противостоял Марии Магдалине? Гностик Мисраим, чья пещера находилась в той же Южной Галлии. Проповедуя групповой секс, как единственную возможность спасения и бессмертия, Мисраим задолго до Пшебышевского сформулировал главные аспекты богоборчества. Марии Магдалине удалось отвратить многих кельтов от этого гностического учения. Но случилось так, что иудеи в 70 году нашей эры готовили очередное восстание в Иерусалиме. В Юной Галлии ортодоксальных иудеев поддержали эллинисты. Главными врагами эллинисты считали христиан, не исполняющих в точности всех требований Моисеева закона. Между общиной Марии Магдалины и эллинистами возник конфликт. Римляне терпели христиан, пока они не становились причиной беспорядков. По инициативе римлян и при участии гностика Мисраима Апостол Чистоты погибла от рук наемного убийцы. Но дело Марии Магдалины было продолжено. Важно, чтобы сегодня - в наши поистине апостольские времена - учение Марии Магдалины о телесной чистоте получило новое развитие и звучание. На этом позвольте мне закончить.