«Должно произойти катастрофическое событие, потрясение, которое заставит сменить команду»
На модерации
Отложенный
Опрос недели: Как России войти в пятерку главных экономик мира?
На этой неделе появился указ Владимира Путина, согласно которому Россия к 2024 году должна стать одной из пяти главных экономик мира. Какие меры могут позволить достичь такого результата? Какими темпами для этого должна расти российская экономика? И есть ли вообще шансы достичь подобного результата? «БИЗНЕС Online» отвечают Михаил Хазин, Айрат Хайруллин, Валентин Катасонов, Шамиль Агеев, Максим Калашников и другие.
https://youtu.be/QIoWlbQ8KbM
«САМИ ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ ПРОТИВОРЕЧАТ ПОСТАВЛЕННЫМ ФОРМАЛЬНО ЗАДАЧАМ»
Валентин Катасонов – экономист:
– Шансов нет. Я внимательно слежу за тем, сколько было всяких лозунгов, разных стратегических амбициозных целей, провозглашено и удвоение ВВП, и «четыре И» медведевских, и создание международно-финансовых центров в Москве, и ускорение еще чего-то. Понимаете, это обычные вербальные интервенции, не более. Это примерно звучит так же, как у Ильфа и Петрова: «Я не более как вице-король Индии». То есть это даже не к экономистам вопрос, а к психологам, социальным психологам. Поэтому я такие заявления пропускаю мимо ушей.
Михаил Хазин – экономист, руководитель компании экспертного консультирования «Неокон»:
- Вообще, мы и так занимаем где-то 5–8-е место. Первые четыре – Китай, США, Япония и Индия, а дальше – Германия, Великобритания и мы. Там есть разные варианты – если считать честно, то есть имея в виду реальную экономику, а не фиктивные показатели. Хотя ВВП по логике – это добавленная стоимость. Так вот поскольку они постоянно считают добавленную стоимость, скажем, интеллектуальной собственностью, с которой ничего сделать нельзя, количество патентов растет, а толку... Соответственно, в этом случае может оказаться, что у нас результаты получше. То есть мы не на 5–8-м месте, а вполне себе на 6-м. Скорее всего, Германии мы уступаем, но это в связи с колоссальным экспортом. Германия экспортирует столько же, сколько и Китай в ценовом выражении. Но из-за торговых войн, которые устроил Трамп, может оказаться, что эта цифра упадет – кстати, и у Китая, и у Германии.
Нам бы нужно увеличивать абсолютный показатель, потому что ВВП у нас уже 5 лет падает, а для этого надо менять экономическую модель. Теоретически, если это сделать, мы можем за полтора-два года выйти примерно на 5–7 процентов экономического роста, устойчивого, на много лет вперед. Повторю, для этого нам надо сменить экономическую модель. Но абсолютно очевидно, что правительство, которое новое, этого делать не будет. Это противоречит его идеологическим установкам. Поэтому будем ждать следующего: поскольку осенью будет очередная волна сильного спада, то вполне может быть, что к Новому году или к началу следующего мы получим новое правительство. Ну а дальше будем смотреть по ситуации.
Айрат Хайруллин – депутат Госдумы РФ:
– Мировая практика показывает, что в истории были случаи, когда государства росли на 10–15 процентов каждый год, например, СССР в период индустриализации.
Еще один пример – Китай. В последнее время эта страна растет стабильно на 7–10 процентов ежегодно. И мы сами видим, как у нас на глазах Китай из отсталой страны превратился в индустриальную державу. Это подтверждает, что ничего невозможного нет. Но, что сегодня мы имеем в России для того, чтобы выполнить поручение президента? Какие отрасли у нас будут прорывными, если лучшие специалисты, ученые, спортсмены, достигающие высоких результатов, сразу переманиваются другой страной, где им создают самые благоприятные условия? Даже чемпионка по фигурному катанию Медведева может покинуть Россию, уехав в Канаду, из-за лучших условий. Это то, что будет мешать нам достигнуть результатов.
Я глубокого убежден, что драйвером развития нашей страны, кроме развития сырьевого сектора, является сельское хозяйство по всем его направлениям, где мы можем создать и высокооплачиваемые рабочие места, и реально за предстоящие 6 лет сможем удвоить объемы производства. И если это сделать в сельском хозяйстве, оно за собой потянет, имея кумулятивный эффект, и другие отрасли, включая машиностроение, химическую отрасль, в том числе и наука подтянется. И вот удвоение объемов в сельском хозяйстве как раз может позволить достигнуть этой планки. Эта надежда пока нам помогает жить.
Максим Калашников – писатель, футуролог:
– Первой мерой должно было стать назначение не Медведева, а более адекватного человека на пост премьера, например, Дениса Мантурова. Путин в своем послании, фактически в своей предвыборной программе, не произнес четко слово «индустриализация», а раздробил на его несколько категорий, хотя на самом деле это новая индустриализация. То есть указ, подписанный в мае, уже не имеет смысла обсуждать, потому что Медведев остался премьером, а первым замом при нем стоит не промышленник, а бухгалтер. Причем бухгалтер прозападный, монетаристский. В общем, прямое продолжение штампа Гайдар – Чубайс.
То есть сами действия власти противоречат поставленным формально задачам. Повторю, первый шаг – формирование вменяемой управленческой команды, способной провести новую индустриализацию в стране. Причем новая команда – это не только смена Медведева и экономического блока, но и руководства Центробанка, так как они должны работать рука об руку, так называемое большое правительство. А Набиуллина во главе Центробанка тоже может смело забыть обо всех путинских обещаниях. А есть ли шанс, что сменится вся эта команда? Я его сейчас не вижу. Должно произойти некое катастрофическое событие, экономическое потрясение, которое заставит сменить команду. Но к этому не привел даже кризис 2008–2009 годов. В жертву политтехнологии «царь хороший, а бояре плохие» была принесена экономика. Это было сделано и в нулевые годы, и сейчас в 2018-м. Поэтому вторым шагом должно стать то, что делает Трамп в Соединенных Штатах, – введение покровительственной протекционистской политики, плюс активная промышленная политика.
https://youtu.be/eojJn14AjlY
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/381880?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Комментарии