ВЗГЛЯД И НЕЧТО «Остров собак» реж. У.Андерссон


                                      АКАДЕМИЯ ПЕРЕХВАЛЕННЫХ
Густав Малер, Уолт Уитмен, Карл Юнг, Исаак Динесен, Генрих Белль, Норман Мейлер, Ленни Брюс, Ингмар Бергман- все они были отнесены героиней фильма Вуди Аллена «Манхэттен» в категорию «Перехваленных». Автор подхихикивал над бывшей провинциалкой Мэри Уилки, которая завоевывала место в рядах нью-йоркской богемы ниспроверганием авторитетов путем зачисления их в «академию перехваленных». 40 лет прошло с тех пор. Все перечисленные «перехваленные» теперь классики.

А академию можно упразднить за ненадобностью. Если тогда круг обсуждаемых интеллектуалами авторов ограничивался тремя-четырьмя сотнями имен, то сегодня число творцов, чьи произведения оказались в центре внимания образованного сообщества, измеряется уже цифрой с тремя, а то и четырьмя нулями. Лавина текстов, изображений, перформансов, акций, звуков уже не подразумевает деления на авторитетов и лузеров. Попадание в топ обсуждений любой группы- уже признак успеха. И совершенно неважно, какая оценка дается тому или иному опусу. Главное, говорят- это уже попадание в десятку. Потому и погоня за оригинальностью сплошь и рядом превращается в погоню за эпатажем. И все же, есть персонажи, которые становятся знаменами течений и направлений. Они у всех на слуху, о них говорит вся планета. И вот тут невольно вспоминаешь про «академию перехваленных».

Мой личный кандидат в академики номер 1 на сегодня- Уэс Андерссон. Признаваться в этом стыдно. Андерссона ценят и любят все. Он считается образцом метамодернизма. К тому же, уподобляться вздорной Мэри Уилки не очень-то и хочется. А приходится. Несчастная взбалмошная Мэри объясняла свои взгляды «Я ведь из Филадельфии. Мы там в Бога верим. И вообще…». Никуда не денешься. Я ведь тоже провинциал. И в Бога верю, хотя такое признание сегодня авторитета в соцсетях не добавит. И вообще….


                                                       АЗА-НИЗИ-МАЗА.
То, что «Остров собак»- картина мультипликационная, не удивляет. Во- первых, в фильмографии Андерссона мультфильм уже был –«Бесподобный мистер Фокс». Во-вторых, в «Королевстве полной Луны» и , особенно, в «Отеле «Гранд Будапешт» реальность явно мешала безудержной визуальной фантазии режиссера, и он, как мог, пытался ее размазать компьютерно-мультипликационной обработкой. На этот раз ничего не мешает. Футуристический мир Японии завтрашнего дня рисуется палитрой, на которой присутствуют все краски без исключений.

От химически-кислотных в медицинских лабораториях до серо-песочных на Острове Отбросов. Мир «Острова собак»- мир безграничной визуальной свободы. Здесь все соседствует со всем. Черно-бело-красный провокативно-контрастный политический митинг с гармонией цвета топленого молока и насыщенной лазури в костюме диссидентки, безжизненно серо-серебристые пустоши гигантской свалки с леденцовой яркостью пещеры фруктовых отбросов. Андерссон- пижон. Любой фон, любая деталь в кадре сделаны с тщательностью отличника, который рассчитывает даже не на пятерку, а непременно на пятерку с плюсом.

Вот цвет кожи отважного мальчика Атари, который отправился на Остров Отбросов, чтобы спасти от смерти своего пса, подсвечивает солнце: лицо Атари выглядит как восковое яблоко, за которым стоит мощный светильник. Вот на стенах японских жилищ появляется неведомый ни Европе , ни США цвет, который в Советском Союзе назывался «кубовой»- мрачно-темный уже не синий, но еще не зеленый- да к тому с аппликацией в виде бабочек цвета давно засохшей крови в серебристо- кладбищенской окантовке. Восторг! Грязная шерсть несчастных собак, сосланных на Остров Отбросов, провокативно прописана с вызывающей тщательностью, а периодически появляющиеся из шерстяных недр блохи, так и вовсе вводят в ступор. Про собак отдельно. Они- главные герои и движущая сила фильма. Бывшие домашние любимчики теперь сосланы ужасным мэром города Мегасаки на погибель на Остров Отбросов, одичали и завшивели. Никакой мимимишности- упаси Бог! Герои прорисованы так, что ни умиления, ни сострадания, ни ужаса не вызывают. Нарисованные собаки, которые не вызывают никаких эмоций – это уметь надо.

Вот тут кроится первый секрет Андерссона, как знамени метамодерна: он великий мастер имитировать эмоции, никаких эмоций не вызывая. Гуманистический посыл картины- спасти друга , помочь живому -только декларируется. Не более. В этом смысле фильм абсолютно укладывается в главный тег всех соцсетей « Я заявляю о своей гражданской позиции», где главное заявить, а все остальное абсолютно неважно. Метамодернизм и Андерссон , как знамя его, добились невероятного: они смогли понятие «Гуманизм» лишить корня «HUMAN».

Гражданственность осталась. Человечность исчезла. Волшебство «Аза-Низи-Маза, А-ни-ма, Души» из феллиниевских «Восьми с половиной» теперь понято и принято не будет. Не в тренде. 
                                                  ВСЕ, СРАЗУ И НЕМЕДЛЕННО
Тема ответственности за тех, кого приручили- главная, но далеко не единственная. Антифашистский пафос очевиден и до тошноты банален. Противники мэра Мегасаки говорят о «собачьем геноциде», а сам он об « окончательном решении собачьего вопроса». Чтобы уж никаких сомнений не осталось, все мэрские грандиозные бдения в гигантских залах решены в черно-красно-белой гамме флага нацистской Германии. Мало?

Тема постправды в современном мире. Как формируется общественное мнение и как им можно манипулировать. Очень современно и актуально. Галочку поставили. Есть такая тема в этом кино. Предчувствие экологической катастрофы планетарного масштаба, когда Земля захлебнется в собственном мусоре- и на эту тему высказались. Ответственность ученых за совершаемые открытия. Готово! Отвага противостоять системе и возможности этой системы по уничтожению инакомыслящих?  И про это есть. Трудная жизнь беженцев? Упаси Бог мимо пройти. Продажность и ангажированность современных масс-медиа?

Не можем игнорировать. «Голодные игры» в реальности? Пожалуйста. Любите продемонстрировать свои знания архетипических сюжетов в кинематографе, вспомнить все клише и штампы? Да Вам тут море разливанное. Два собачьих антагониста окажутся родными братьями. Появление одинокого пса на горе на фоне Луны- привет всем вестернам. Собаки произносят тексты вроде « И передайте Миндальке: пусть будет добра к щенкам!», что является просто каталогом всех расхожих цитат из классического кинематографа. Надо вспомнить Куросаву или Китано? Не вопрос- японские барабанщики живо напомнят. К тому же все это действо обрамлено виньетками вроде «Флэшбек» ( при этом, только идиоту будет непонятно, что эпизод вставлен из прошлого вроде досье, но обрамление титром придает всему этому настоящую метамодернистичность) и разбито на главы , названия которых также предполагают модернистскую манеру разрезать разные смыслы и склеивать в произвольном порядке, вроде «Маленький пилот».

Второй секрет успеха Андерссона- он обращается сразу ко всем. Развесив три десятка фабульных, сюжетных и смысловых крючков, он на каждый насаживает по рыбке. А вот сколько удочек дернет зритель – это уже его дело. Улов зависит от смотрящего . А смотрящий никак не хочет признаваться в том, что рыбы –то поймал много. Только в основном дохлую. 
                                                              И ВООБЩЕ….
Уэс Андерссон действительно талантливый режиссер. Без иронии и модернистского стеба. Он эстет и пижон. И это прекрасно. Он умеет завораживать тонкой отделкой и агрессивным монтажом. Он безгранично свободен. Он действительно знамя. И все остальные вопросы не к нему. И даже не к искусствоведению. К философии. Подобно тому, как гуманизм отказывается от своего корня- человека- общество тоже стремительно отказывается от своего корня «общий». «Свободный, неуниженный, довольный жизнью индивид»- действительно колоссальное завоевание современного человечества. Цена этому- отказ от общего Бога, от общей идеологии, от общих моральных и эстетических баз. Вероятно, это чудесно.

Во всяком случае, с идеологией-то точно. Но что делать с этой атомарностью самому атому? Пока атомы- поклонники метамодернизма- молоды, этот вопрос не стоит. На митинг я пойду с тем, на свидание с той, учиться с теми, а завтракаю я дома с родителями. Краткость связей, их необременительность и необязательность дает невероятную легкость бытия. В эту легкость прекрасно укладываются фильмы вроде «Острова собак»- про все и ни про что одновременно. Что будет дальше? Какие фильмы, книги и идеи будут востребованы у фанатов Андерссона лет через 25? Отсутствие прочных человеческих связей , которые предполагают не только радости, но и конфликты, не только доверие, но и ревность- к чему приведет оно? Дивный, новый мир , в котором идеи и чувства декларируются , но не переживаются – насколько он окажется счастлив и гармоничен? Вот что интересно. Андерссон пока на пике популярности. Но выше он уже не будет. Движение вниз началось.

Кто займет его место на вершине и какие песни будет петь- ужасно любопытно. И не сердитесь на меня за эти вопросы. Я ведь из провинции. Верю в Бога. И вообще…..

 

https://youtu.be/pK5n8V_K7jI