Германия нашла управу на польские геополитические амбиции

Ини­ци­а­ти­ва ев­ро­ко­мис­са­ра по бюд­же­ту Эт­тин­ге­ра раз­ру­ша­ет планы Польши на до­ми­ни­ро­ва­ние в Ев­ро­со­ю­зе.

Европу долгое время было при­ня­то счи­тать  Единой. Этому спо­соб­ство­ва­ло как тра­ди­ци­он­ное усто­яв­ше­е­ся вос­при­я­тие  Запада как неко­е­го тес­но­го друж­но­го кол­лек­ти­ва пре­дель­но близ­ких по  мен­та­ли­те­ту стран, так и ак­тив­ная ре­кла­ма образа пути Ев­ро­со­ю­за в  на­прав­ле­нии со­зда­ния почти уни­тар­но­го об­ще­ев­ро­пей­ско­го го­су­дар­ства.  Однако в дей­стви­тель­но­сти дело там об­сто­я­ло несколь­ко иначе. За си­я­ю­щим  внеш­ним офи­ци­аль­ным фа­са­дом на­хо­дит­ся слож­ный клубок раз­но­об­раз­ных  связок и не менее гло­баль­ных про­ти­во­ре­чий.

Эко­но­ми­че­ски ЕС пред­став­ля­ет собой два  от­дель­ных боль­ших и один ма­лень­кий ме­ха­низм. Часть ев­ро­пей­ских стран,  на­при­мер, Чехия, Ав­стрия, Ни­дер­лан­ды, Бель­гия, пре­иму­ще­ствен­но за­вя­за­ны  на Гер­ма­нию, в сумме фор­ми­ру­ю­щую около 40-45% со­во­куп­но­го ВВП Ев­ро­со­ю­за.  Другой мотор (до 30-32% ВВП) сло­жил­ся на основе Фран­ции и свя­зан­ных с  ней стран Южной Европы. Свой соб­ствен­ный, хоть и скром­ный на общем фоне  (при­мер­но 8-9%) кла­стер об­ра­зо­вал­ся в Скан­ди­на­вии, к ко­то­рой при­мкну­ла  Эс­то­ния. На всех прочих, в ос­нов­ном со­сто­я­щих из во­сточ­но- и  цен­траль­но-ев­ро­пей­ских ли­мит­ро­фов, вклю­чая Польшу, оста­ет­ся от 10 до 14%  со­во­куп­ной ев­ро­пей­ской эко­но­ми­ки.

В то же время по­ли­ти­че­ски вес этих че­ты­рех  об­ра­зо­ва­ний сильно от­ли­ча­ет­ся от эко­но­ми­че­ско­го. В ре­зуль­та­те  на­вя­зан­ной при объ­еди­не­нии Гер­ма­нии уси­ли­я­ми Лон­до­на и не без уча­стия  США юри­ди­че­ской кон­струк­ции Ев­ро­со­ю­за, в струк­ту­ре Ев­ро­пар­ла­ме­на  ли­мит­ро­фы имеют в пол­то­ра раза больше го­ло­сов, чем ве­ду­щие го­су­дар­ства  За­пад­ной Европы. Пе­ре­кос осо­бен­но уси­лил­ся после начала Brexit. Это  со­зда­ло се­рьез­ный ор­га­ни­за­ци­он­но-юри­ди­че­ский зазор, через ко­то­рые в  ев­ро­пей­ские лидеры на­ме­ре­ва­лась про­брать­ся Польша. 

По раз­ме­ру на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки она в  7,25 раза усту­па­ет Гер­ма­нии, но в 1,1 раза пре­вос­хо­дит Бель­гию, в 1,5  раза Нор­ве­гию, в 2,6 раза - Чехию, в 4,1 раза - Вен­грию, и в 5,5 раз всю  При­бал­ти­ку вместе взятую. Вы­сту­пая с по­зи­ции вроде бы близ­кой схо­же­сти  по­ло­же­ния на фоне "гер­ман­ской глыбы" Вар­ша­ва еще с конца про­шло­го века,  надо ска­зать до­воль­но успеш­но, фор­ми­ро­ва­ла своего рода от­дель­ную фрак­цию  из ли­мит­ро­фов, вы­сту­пая их пред­во­ди­те­лем и про­вод­ни­ком ин­те­ре­сов в  Брюс­се­ле.

Начало про­цес­су по­ло­жи­ло со­зда­ние  "Вы­ше­град­ской группы" из Польши, Чехии, Сло­ва­кии и Вен­грии. По­сте­пен­но,  хоть и не оформ­ляя союз юри­ди­че­ски, к ним при­мкну­ло боль­шин­ство  осталь­ных ли­мит­ро­фов. Тем самым Польша (в сумме кон­тро­ли­руя уже треть  го­ло­сов, что больше, чем их там имеет Гер­ма­ния или Фран­ция)  по­лу­чи­ла  воз­мож­ность се­рьез­но­го вли­я­ния на внут­рен­ние ре­ше­ния в Ев­ро­пар­ла­мен­те.

Целью, как всегда, яв­ля­лись деньги,  вы­де­ля­е­мые из цен­траль­ных фондов ЕС для раз­ви­тия эко­но­мик "от­ста­ю­щих"  членов Союза. Бла­го­да­ря своему по­ло­же­нию лишь за по­след­ние шесть лет  Вар­ша­ва по­лу­чи­ла только из Фонда вы­рав­ни­ва­ния более 117 млрд. дол­ла­ров,  что со­став­ля­ет свыше 9% его рас­хо­дов по всей об­ще­ев­ро­пей­ской про­грам­ме.  Этот же статус поз­во­лял по­ля­кам пред­ла­гать особые усло­вия со­труд­ни­че­ства  и Ва­шинг­то­ну. Что-то вроде "про­дви­же­ние вли­я­ния США на Брюс­сель за  деньги". Тоже не без ощу­ти­мо­го успеха. За ис­тек­шее де­ся­ти­ле­тие,  бла­го­да­ря по­ли­ти­че­ско­му вли­я­нию США, из фондов одного лишь Все­мир­но­го  банка Вар­ша­ва по­лу­чи­ла свыше 5,72 млрд. дол­ла­ров.

В ре­зуль­та­те поляки не только все­рьез  за­го­во­ри­ли о на­ме­ре­нии по­стро­ить свою им­пе­рию "от моря и до моря"  (из­вест­ную как  "Ин­тер­ма­ри­ум"), но и стали от­кры­то иг­но­ри­ро­вать наи­бо­лее  не устра­и­ва­ю­щие их ре­ше­ния Ев­ро­пар­ла­мен­та и Ев­ро­ко­мис­сии.

В част­но­сти,  Вар­ша­ва (а с ее под­держ­кой и многие другие страны ВЕ) от­ка­за­лась  при­ни­мать у себя по квоте ближ­не­во­сточ­ных бе­жен­цев и пол­но­стью  про­игно­ри­ро­ва­ла тре­бо­ва­ния Брюс­се­ля от­но­си­тель­но неде­мо­кра­тич­но­сти  ре­а­ли­зо­ван­ной в Польше су­деб­ной ре­фор­мы. 

И даже на пер­спек­ти­ву пре­кра­ще­ния  цен­траль­но­го до­ти­ро­ва­ния из фондов ЕС в Вар­ша­ве смот­ре­ли с ух­мыл­кой. По  при­ня­то­му в Ев­ро­со­ю­зе за­ко­но­да­тель­ству без все­об­ще­го одоб­ре­ния новый  бюджет ЕС принят быть не может, го­ло­со­вать за уре­за­ние себе до­та­ций  поляки не станут, а ме­ха­низ­ма обойти их вето в си­сте­ме не преду­смот­ре­но.  Тем жестче и неожи­дан­нее для них ока­зал­ся "бер­лин­ский удар".

Немец­кий ев­ро­де­пу­тат из ХДС Гюнтер  Эт­тин­гер, с 1 ноября 2014 года за­ни­ма­ю­щий пост ев­ро­пей­ско­го ко­мис­са­ра по  циф­ро­вой эко­но­ми­ке и об­ще­ству, еще из­вест­ный как "ев­ро­ко­мис­сар по  бюд­же­ту", сфор­му­ли­ро­вал  идею, ко­то­рая сейчас ак­тив­но об­суж­да­ет­ся в высших по­ли­ти­че­ских и  бю­ро­кра­ти­че­ских кругах ЕС, по­сте­пен­но об­ре­тая черты его ба­зо­вой  про­грам­мы. Если без со­гла­сия Польши уре­зан­ный бюджет Европы при­нять  нельзя, то увя­зать предо­став­ле­ние средств по нему кон­крет­ным стра­нам с  уров­нем со­блю­де­ния ими об­ще­ев­ро­пей­ской дис­ци­пли­ны можно, а значит нужно!

В очень ши­ро­ком диа­па­зоне трак­тов­ки этого  по­ня­тия, от "со­блю­де­ния де­мо­кра­ти­че­ских норм" до дис­ци­пли­ны ис­пол­не­ния  кон­троль­ных по­ка­за­те­лей утвер­жден­но­го в Брюс­се­ле (читай - в Бер­лине)  на­ци­о­наль­но­го бюд­же­та. Воз­му­тив­ши­е­ся было поль­ские ев­ро­де­пу­та­ты вне­зап­но  вы­яс­ни­ли, что так дей­стви­тель­но можно. Причем, если раньше был шанс  сыг­рать на тра­ди­ци­он­ном бри­тан­ско-гер­ман­ской про­ти­во­сто­я­нии, то се­год­ня  этого козыря не стало. Грубо говоря, Берлин, похоже, нашел способ  при­стру­нить поль­ский гонор через самую его чув­стви­тель­ную «чакру» -  ко­ше­лек.

Каким бы ни ока­зал­ся новый бюджет ЕС на  2020-2027 годы, ко­ли­че­ство фак­ти­че­ски по­лу­ча­е­мых стра­на­ми денег даже по  за­креп­лен­ным в нем сметам будет прямо за­ви­сеть от сте­пе­ни их усер­дия в  со­блю­де­нии "ру­ко­во­дя­щей линии Бер­ли­на". Хотя на данный момент идея в  ито­го­вый ру­ко­во­дя­щий до­ку­мент еще не оформ­ле­на, она на это имеет все  шансы, так как уже по­лу­чи­ла под­держ­ку со сто­ро­ны всех стран-до­но­ров ЕС,  что в го­ло­сах ев­ро­де­пу­та­тов пре­вы­ша­ет любую кон­со­ли­ди­ро­ван­ную по­зи­цию,  ко­то­рую спо­соб­на сфор­ми­ро­вать под своим кон­тро­лем Польша.

И судя по тому, что поляки офи­ци­аль­но  со­гла­си­лись пе­ре­смот­реть итоги своей су­деб­ной ре­фор­мы, ми­зер­ность шансов  идею Эт­тин­ге­ра за­бло­ки­ро­вать они осо­зна­ли хорошо. А значит, Гер­ма­ния  таки нашла управу на пре­сло­ву­тую поль­скую неза­леж­ность.

Впро­чем, помимо внут­ри­ев­ро­пей­ских  ре­зуль­та­тов, про­изо­шед­шее, несо­мнен­но, будет иметь и су­ще­ствен­ное  внеш­нее зна­че­ние. Во-первых, сни­же­ние зна­чи­мо­сти (стало быть и ре­аль­ных  лоб­бист­ских воз­мож­но­стей) Польши в ЕС лишит ее при­вле­ка­тель­но­сти для  Ва­шинг­то­на. А значит, пе­ре­кро­ет не только аме­ри­кан­ский де­неж­ный поток,  обес­пе­чи­ва­ю­щий из­ряд­ную долю поль­ско­го гонора, но и со­кра­тит мас­штаб  вли­я­ния США на внеш­нюю и внут­рен­нюю по­ли­ти­ку ЕС в целом.

Отсюда по­яв­ля­ет­ся и во-вторых. Се­год­ня глав­ным ис­точ­ни­ком ру­со­фо­бии в  ев­ро­пей­ской по­ли­ти­ке (с учетом Brexit как со­сто­яв­ше­го­ся факта) яв­ля­ют­ся в  по­дав­ля­ю­щей сте­пе­ни во­сточ­но­ев­ро­пей­ские ли­мит­ро­фы во главе с Поль­шей.  При­ве­де­ние их Бер­ли­ном, через фи­нан­со­вый краник, к ев­ро­дис­ци­плине сулит  мно­го­крат­ное сни­же­ние гра­ду­са ру­со­фо­бии во всей ев­ро­пей­ской по­ли­ти­ке. А  значит в наших с Ев­ро­пой вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях по­зи­тив­ные пер­спек­ти­вы от  сбли­же­ния и со­труд­ни­че­ства станут зна­чить много больше, чем это имеет  место сейчас. Так что идею "ев­ро­ко­мис­са­ра по бюд­же­ту", без­услов­но,  сле­ду­ет под­дер­жать