Нужен ли замок на границе? Города без биоугроз.

На модерации Отложенный

«Из факта, что генетики имеют дело с фенотипическими различиями, следует, что не надо бояться постулировать существование генов со сколь угодно сложными фенотипическими эффектами и с фенотипическими эффектами, проявляющимися только при очень сложных условиях развития».

Ричард Докинз, «Расширенный фенотип: длинная рука гена».

 

С давних времён у человечества возникло стойкое желание окружить города сначала крепостными стенами, затем «ракетным куполом» или вообще изолировать их как в фантазиях голливудских сценаристов силовым полем. Очевидно это философски неправильный подход, вызванный постепенным отказом людей от жизни в гармонии с природой.  Однако реалии жизни таковы, что даже осознание мировым сообществом пагубности попыток изолировать человека от естественной среды с её болезнями, угрозами здоровью и жизни из-за диких животных, не изменит ход истории, развивающийся по объективно обусловленным законам. Человек будет уничтожать виды, опасные для жизни, будет изолировать свои жилища от внешней среды, тратить энергию на очистку воздуха, воды, дополнительно загрязняя биосферу вне своего дома. Очевидно человеку как виду не хватает экстремофилов - симбионтов, которые бы дополняли его до логически замкнутой системы, не порождающей постепенное ухудшение планетарной экологической обстановки, для естественного эволюционного возникновения таких экстремофилов пока не хватило времени, слишком быстро выросло население почти до восьми миллиардов. Собственно говоря, мы сами – дети тех самых кислородных экстремофилов, которые возникли в качестве дополнения к биоте, «сожравшей» первичные ресурсы и выделявшие кислород в качестве продукта жизнедеятельности.  Псевдозамкнутые циклы конечно же ближайшее время невозможно организовать на всей планете, собственно говоря и на тщательно продуманных космических системах приходится поддерживать связь с Землёй, транспортники доставляют туда всё необходимое, к тому же пока корабли слишком маленькие для формирования собственной экосистемы. Но не за горами далёкие межзвёздные полёты в один конец со сменой поколений на борту – они будут возможны лишь в случае создания замкнутого цикла жизнеобеспечения. А вот теперь давайте посмотрим на свои города как на каюты, в которых мы с большой скоростью путешествуем по галактике.

Специализация промышленного производства привела к практике «градообразующего предприятия», вокруг которого растёт город. Очевидно, что для горожан степень ядовитости отходов, выбрасываемых в окружающую среду, никак не компенсируется пользой от производимой продукции, поскольку в основном ею пользуются не только аборигены, а всё население. Но это скорее химугрозы, речь далее пойдёт о биоугрозах. Очень жаль, что иногда под биоугрозой понимают миграционные процессы самих людей, предлагая строить стены на границах государств. Со времён постройки великой китайской стены минуло слишком много веков, чтобы такие меры могли иметь эффект для людей, способных летать. Проблему я вижу в другом – как оградить население от нелетальных доз канцерогенов (часто такие загрязнения не выходят за рамки допустимых санитарных норм по одному виду, но в сумме в комплексе дают ужасающий результат, сказывающийся на следующих поколениях и онкологии), защитить от летающих и ползающих (часто ядовитых) тварей, формируя равновесие экоценоза и возможно создавая директивное направление для оздоровления. Министерство здравоохранения, как я уже писал в прошлых статьях, ограничивается отписками, в которых ссылаются на коммерческие секреты промышленных предприятий в части специальных выбросов, из-за чего невозможно создать карту комплексных биохимических загрязнений Беларуси (как уже сделано по радионуклидам). Более того – карта должна быть динамически обновляемой, поскольку химические загрязнения способны мигрировать, а биоугрозы – создавать вспышки и очаги инфекции.

Было бы странно, если бы на космическом корабле капитан приказал засекретить от части экипажа факты загрязнения токсинами некоторых кают, продолжая наблюдать, как там проживает часть экипажа… Увы, мы видим, что на Земле такое явление – обыденность, ставшая политической практикой некоторых режимов (в том числе Беларуси).

Надеюсь эту публикацию прочитают международные представители, для которых экология планеты не пустой звук. ООН, ОБСЕ и прочие структуры со своей политикой «замораживания» и невмешательства рискуют оказаться неэффективными, в данном случае необходима глобальная программа мониторинга территории всей планеты. Итак, не только карта радиационного загрязнения, но полные данные по канцерогенам и биоугрозам должны быть в интернете представлены на актуальном ресурсе, доступном людям. Нельзя надеяться, что дрейф генов из областей с мутагенными факторами (изолировать который гораздо сложнее, чем поставить защитный противоракетный купол над городом или натянуть антимоскитную сетку) не затронет каждого жителя планеты уже в следующих трёх-четырёх поколениях. Речь даже не о человеческом генотипе, а о бактериальной и клеточной биомассе, распространяемой течениями, ветрами и животными, попадающей впоследствии на стол. Нужно помнить – то, что выбрасывают химкомбинаты, сталеплавильные печи и котельные окажется в биосфере, во внутриклеточной среде, частью генетического кода.  

Мой жизненный опыт говорит, что случаи укусов гадюками бывал только на болотах, куда горожане без необходимых мер предосторожности ходили за грибами и ягодами, однако в сети гуляют ролики более ужасные – змеи проникают в детскую спальню или пчёлы врываются в кабину пилота… Но кроме гадюк даже в наших безопасных краях много весьма мелких жалящих, против которых пушки и ракеты бесполезны. Тем не менее задавшись высокотехнологичными способами избавления от мошек и комаров мы рискуем потерять птиц, которые ими питаются, а это – начало следующей цепочки, способной вызвать исчезновение целых видов. В этом смысле обеспечить гармонию отношений человека с природой сложнее, чем создать замкнутый технологический процесс переработки химотходов и обеспечить в городе комфорт для граждан, не любящих носить противогазы.

Средневековые города несмотря на высокие стены и часто окружавший их ров с водой, славились полчищами крыс, периодическими эпидемиями, выкашивавшими полстраны - отсутствием биозащиты. Сейчас ситуация на первый взгляд лучше, но только не в смысле генетической стабильности. Не хочу повторять банальные общеизвестные истины, но мутагенные факторы провоцируют в основном негативные изменения, рассчитывать на то, что, оказавшись в токсичной среде люди станут жизнеспособнее (по крайней мере в нескольких поколениях) не приходится – выживут только тараканы и муравьи, мухи, черви, бактерии и конечно вирусы. Итак, я подошёл к главной мысли этой статьи – необходимо создать систему контроля и защиты биологических границ городов, основываясь на действующей санитарной службе, добавив высокотехнологичные способы мониторинга и регулирования. Одним из маленьких примеров может стать проектирование периметра не в виде стен города, как традиционно было в старину, а в виде распределённого комплекса датчиков, средств биозащиты (это может быть отпугивающие ультразвуковые или иные репелленты). Мода везде ставить камеры наблюдения с ИК диапазоном (даже в лесу) не может быть достаточной для решения проблемы биоугроз, но вот ультразвуковые «глаза» (точнее уши) как у летучих мышей вполне себе могут помочь в тёмное время регистрировать движение и принимать меры. Внутри опасных для здоровья человека штаммов микроорганизмов существует традиционная борьба за выживание, поэтому можно лечить - заражая. Кто кого съест – любимая игра бактерий, но даже для них есть супервраг – вирусы, впрыскивающие своё ДНК внутрь клетки и перепрограммирующие обменные процессы. Миграция ДНК – процесс не только половой жизни, но постоянно действующий фактор, формирующий вектор эволюции в меняющихся внешних (электрохимических и радиационных) условиях. Мониторинг поможет формировать ответ на внешние угрозы из областей с высоким мутагенным фактором, но конечно для этого необходима профессиональная команда генетиков – генных инженеров, получающих зарплату не за устранение последствий (в том числе эпидемий медикаментозными методами), а за предотвращение угроз.  

 

 

7 мая 2018 г.         Конструктор  Гаврук  В.  В.      г.  Осиповичи