Подвиг разведчицы Марии Байды.

В преддверии 70-летия Великой Победы в Севастополе в городском Парке Победы торжественно открыли стелу героическим защитникам и освободителям города-героя. На мемориале высечены 294 фамилии солдат и офицеров, удостоенных высшей награды – звания Героя Советского Союза. Среди них есть немало женских, и одно из них – Марии Карповны Байды.

Мария Байда (в центре) с офицерами штаба полка.

Мария родилась 1 февраля 1922 года в селе Новосельское Ак-Мечетского района Крымской АССР в крестьянской семье. В 1936 году окончила неполную среднюю школу в Джанкое. После окончания семилетки стала работать в хирургическом отделении местной больницы, помогать сестрам и санитаркам. Ее первый учитель старый хирург Николай Васильевич говорил: «У тебя, Маша, доброе сердце и ловкие руки». В ней, всегда собранной, трудолюбивой, готовой к самому трудному, он угадывал человека, таящего в себе немало сердечного тепла. Маша собиралась сдавать экзамены в медицинский техникум, они должны были начаться 1 августа 1941 года. Но…

С первых дней Великой Отечественной войны Мария, не задумываясь, надела военную форму, став санинструктором и бойцом 35-го истребительного батальона по борьбе с вражескими парашютистами и лазутчикам. А с первых дней героической обороны Севастополя её назначили бойцом отряда дозора и оповещения 514-го полка прославленной Приморской армии.

Мария показала себя бесстрашным бойцом и спасла жизнь многим красноармейцам и командирам, вынеся их с поля боя под огнем противника. Но своей основной обязанностью она выбрала не столько должность санинструктора, сколько бойца передового охранения. Ее, прекрасно знавшую окрестности Севастополя, стали назначать в боевое охранение и разведку, где она и оказывала помощь раненым, и прикрывала огнем при отходе.

Лихим ребятам из разведки очень пришлась по душе веселая и смышленая дивчина, умеющая ступать бесшумно, «по-кошачьему», как умеют ходить только истинные разведчики. И к тому же у Маши верный глаз, быстрая реакция. Вот так санинструктор старший сержант Мария Байда стала бойцом разведки.

Сослуживцы всегда с теплотой вспоминали о смелой отважной девушке. Особенно запомнился им памятный бой 7 июня 1942-го во время последнего, третьего штурма Севастополя. В тот день взвод разведчиков отражал атаки фашистской пехоты на участке у подножия Мекензиевых гор. Мария была в самом центре кровавой бойни, вела автоматный огонь, перевязывала раненых. Когда кончались боеприпасы, она молниеносным броском перемахивала через бруствер окопа и возвращалась с трофейными автоматами.

Взрывом гранаты ее оглушило и ранило в голову. Придя в себя, она наскоро перевязала рану и продолжала вести бой. Когда вечером фашистам удалось прорвать оборону на участке соседней роты и с фланга обойти разведчиков, Байда перенесла всех раненых в укрытие и организовала круговую оборону. В сумерках и зарослях высоченной травы гитлеровцы несколько раз натыкались прямо на них, но Маша всегда успевала вскинуть автомат первой…

Из наградных документов, подписанных командованием Приморской армии, следует, что в схватке с врагом двадцатилетняя дивчина из автомата уничтожила 15 солдат и одного офицера, четырех солдат убила прикладом, да еще отбила у врага раненых – своего командира и восемь бойцов!

Под покровом ночи, хорошо зная расположение минных полей, Маша вывела их к своим.

За этот подвиг указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года старшему сержанту Байде Марии Карповне было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но ощутить радость награждения «Золотой Звездой» Марии тогда не довелось. Осажденный Севастополь сражался последние дни. Силы и боеприпасы истекали, а с ними сужались и возможности защитников черноморской твердыни. Почти весь личный состав полка погиб. Оставшиеся воины, а среди них и Мария, вышли к последнему очагу обороны – 35-й береговой батарее. Эвакуироваться они не смогли, и целую неделю после ухода последнего катера прятались в скалах, по ночам пытаясь пробиться в горы к партизанам.

12 июля Марию Байду и ее товарищей схватили фашисты. Друзья не выдали немцам, что среди них есть та, кто удостоен высшей награды Советского Союза.

После ада боев в осажденном Севастополе всех их ждал ад плена. Сначала была симферопольская тюрьма, где содержали защитников Севастополя. Затем концлагеря в Славуте, Ровно, Люблине. Последним был ужасный лагерь в австрийском Зальцбурге. Все круги ада нацистских застенков выдержала отважная защитница Севастополя. В апреле 1945-го Зальцбург освободили американцы. Мария Байда вернулась домой, где ее уже и не чаяли видеть в живых, поскольку прошла молва, что всех защитников Севастополя уничтожали в плену. Но Мария выжила, вернулась в родной Крым и уже в мае 1946-го получила свою высокую награду.

Долго лечилась, преодолевая последствия тяжелых ранений и плена. Позднее городской комитет партии направил ее руководить Дворцом бракосочетания. Здесь Мария Карповна нашла свое новое призвание – напутствовать молодых людей в их совместном поиске счастья. Пока она  с 1961 по 1987 год заведовала городским ЗАГСом, ею было вручено около 60 тысяч свидетельств о регистрации брака да еще более 70 тысяч – о рождении. На ее глазах поднялись несколько поколений севастопольцев.

И свою судьбу она также нашла в родном для нее Севастополе – вышла замуж, родила сына и дочку.

Имя Марии Карповны Байды, ушедшей от нас 30 августа 2002-го, как и имена других героев черноморской твердыни, священно для севастопольцев. В городе действует «Комсомольский парк имени Героя Советского Союза Марии Байды». Ее имя высечено на Мемориале героическим защитникам Севастополя 1941-1942 годов и на Мемориале защитников 35-й батареи береговой обороны.

9 мая в огромной массе портретов фронтовиков, которые понесут участники шествия «Бессмертного полка», будет и образ Марии Байды – бессмертной защитницы Севастополя, его славы и гордости.