Волшебный ПТРК «Джевелин»

 

США наконец поставили Киеву ПТРК «Джевелин. За 47 млн долларов, 35 пусковых установок Javelin плюс два ПТРК на разборку для запчастей) и 210 ракет к ним; тренировочные комплексы; тренинги по использованию ПТРК и их технического обеспечения; услуги по транспортировке.

Представители компаний Raytheon и Lockheed Martin, отвечающие за этот контракт, прибудут в Украину для выполнения передачи и тренировок.

Разберемся, кто их создавал, где использовали, какова эффективность и цена. Сразу уточню, это установка эффективна для засад или стационарных огневых. Для начала, расчет состоит минимум из двух человек. Вес установки 22,3 кг, вес выстрела FGM-148 Block 1 — 15,5 кг, командно-пусковой блок M98A2 еще 6,8 кг. 44,6 кг — с одним только выстрелом. Каждый следующий еще плюс 7 кг.

Подобные ПТРК все тяжелые, а при дальности в 2,5 км и специфической ГСН «Джевелин» действительно «засадная» установка. И дорогая.

Вдобавок из него нельзя стрелять из окопа. Почему? А вы на фотографию посмотрите. Куда в окопе пойдет выхлоп из трубы? Вот то-то и оно. Нельзя из него стрелять также и имея за спиной любую преграду — например, стену дома. Нельзя стрелять в окно, находясь в помещении. В общем, фактически ПТРК «Джевелин» можно использовать только в чистом поле или со специально оборудованной позиции.

Вот так «Джавелином» и стреляют. Это тяжелый, громоздкий и очень неудобный в применении ПТРК. А дальность применения всего в 2 километра все эти недостатки сильно усугубляет — потому что с 2 километров оператор Джавелина прекрасно виден, ибо находится в прямой видимости цели, а ему надо минимум 2-3 минуты на охлаждение ГСН и тепловизора, и еще десятки секунд на захват тепловой сигнатуры цели — прежде чем выпустить ракету. Вот и торчит бедняга в поле, как мишень.

Создатели

Сам комплекс создали инженеры компании Martin Marietta, основанной ещё в 1912 году лётчиком Гленном Лютером Мартином — пионером американского воздухоплавания, который мечтал выпускать пассажирские самолёты. Поначалу у Мартина покупателей было немного, поэтому вплоть до начала Первой мировой войны он бедствовал. Удача пришла в виде представителей военного ведомства, заказавших у Мартина проект бомбардировщика MB-1 для нужд фронта.

Во время Второй мировой войны компания Мартина выпускала уже бомбардировщики B-26 Marauder, самолёты-амфибии PBM Mariner и JRM Mars, а в послевоенное время корпорация Martin перешла в сферу аэрокосмического производства, выпустив ракету Vanguard — одну из первых американских ракет-носителей для вывода спутников на орбиту.

После войны для корпорации настали тяжёлые времена. К тому же угрозой банкротства компании решили воспользоваться рейдеры из Bendix, которые стали активно скупать подешевевшие акции компании с продажи бизнеса по частям. Чтобы защититься от энергичного поглощения, председатель совета директоров Томас Пауналл, бывший офицер авианосца, сам начал скупать акции Bendix.

Для привлечения дополнительных капиталов он объявил об участии в новом тендере Пентагона на изготовление новой модели противотанкового ракетного комплекса взамен лёгкого ПТРК M47 Dragon и тяжёлого ракетного комплекса BGM-71 Tow, разработанных ещё в середине 60-х годов.

Желающих припасть к освоению военного бюджета было более чем достаточно, но Пауналл предложил создать революционную модель самонаводящейся ракеты, работающей по принципу «выстрелил и забыл». То есть если прежде оператор ПТРК после выстрела ещё и корректировал полёт ракеты, управляя её полётом по проводам, которые ракета тащила за собой, разматывая провод с катушки, словно леску на спиннинге, то Пауналл предложил дать ракете инфракрасные «глаза». Тогда бы ракета сама летела к цели, ориентируясь на тепло работающего двигателя танка.

Второе новшество — необычная траектория полёта ракеты. Если прежде ракеты летели по настильной траектории, поражая танки либо в лоб, либо в бок, то «Джавелин» при подлёте к цели словно делает прыжок, чтобы затем обрушиться на танк сверху — то есть с той стороны, где танковые конструкторы всех стран мира традиционно экономят на броневой защите.

В итоге проект ПТРК «Джавелин» победил в конкурсе, обойдя всех основных конкурентов. Пауналл объявил о создании специального консорциума Javelin Joint Venture для проведения всех опытно-конструкторских работ по проекту, куда помимо Martin Marietta вошла и компания Texas Instruments — карманная фирма Пентагона. Позже в консорциум вошла ещё одна «своя» корпорация — Raytheon, производитель тех самых устаревших ракетных комплексов Dragon и Tow, которые и должны были заменить «джавелины».

Субсидии от Пентагона позволили Пауналлу заняться операциями по поглощению конкурентов. Так, он приобретает GE Aerospace — дочку компании General Electric, благодаря которой он получил новый контракт от Пентагона на переделку списанных в утиль ракет Titan в космические ракеты-носители для запуска на орбиту военных спутников США.

В 1995 году Пауналл и вовсе проводит «сделку века», скупив контрольный пакет корпорации Lockheed, стоявшей на грани банкротства. Затем компании были объединены, и на свет появился Lockheed Martin — крупнейший в мире оборонный подрядчик Пентагона.

Бой на перевале Дебека

Первые образцы ПТРК Javelin были представлены военным в сентябре 1995 года на заводе Lockheed Martin в городке Троя, штат Алабама. Период испытаний продолжался почти год, и в июне 1996-го новые противотанковые ракеты пошли в войска. Первым подразделением, получившим «джавелины», стал 75-й полк рейнджеров в Форт-Беннинге.

Рейнджеры были первыми и единственными американскими солдатами, кто испытал «джавелины» в реальных боевых условиях.

Произошло это 6 апреля 2003 года, в самый разгар вторжения Сухопутных сил США в Ирак. В ночь 6 апреля группе спецназа под командованием майора Кертиса У. Хаббарда был отдан приказ о проведении операции «Северное сафари»: нужно было помочь отрядам курдской пешмерга взять под контроль перевал Дебека, где проходила дорога между городами Эрбиль и Махмур, чтобы помешать неожиданному появлению иракской армии из пустыни.

К утру рейнджеры заняли позицию на перевале — скале, которая в американских картах была помечена как Одинокая гора. Вскоре дозорные передали по рации сообщение: иракцы приближаются.

Далее, как следует из рапорта майора Хаббарда, он приказал пропустить колонну вперед, а затем уничтожить головные машины. И первая же ракета Javelin превратила головной танк Т-55 в горящую груду железа.

Затем спецназовцы подбили ещё один танк, после чего начали методично расстреливать ракетами колонну, состоявшую из грузовиков и советских МТЛБ (то есть «многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный»).

За несколько часов американцы выпустили 19 ракет Javelin. Было уничтожено 14 целей: два танка Т-55, восемь МТЛБ и четыре армейских грузовика. Пять ракет прошли мимо целей или не сработали.

Американская пресса была в восторге. «Пример операции «Северное сафари» показывает, что в чрезвычайной ситуации даже моторизованная пехота с лёгким снаряжением и хорошо подобранным вооружением способна успешно защищаться против вооружённого механизированного противника с тяжёлым вооружением», — писали эксперты американского журнала National Interest.

Правда, американские журналисты скромно умолчали о том, что давно уже устаревшие танки Т-55 не имели никакой защиты против ракетных комплексов, так что подбить этого ветерана можно было бы и из немецкого «Фаустпатрона»

Затем вскрылись и другие интересные нестыковки в официальной версии этого боя. Как утверждал лейтенант австрийского спецназа Jagdkommando Маркус Рейснер, который также нёс службу на перевале Дебека, оба подбитых танка Т-55 находились в 3,7–4 километрах от засады спецназа — на Одинокой горе, в то время как дальность полёта ракеты Javelin не превышает двух с половиной километров. То есть получается, что ракеты просто не смогли бы долететь до танков.

Больше ракеты Javelin ни разу в бою не применялись — ни в Ираке, ни в Афганистане. Американское командование посчитало, что это чересчур расточительно даже для расточительного военного бюджета США — применять ракету стоимостью 90 тысяч долларов, чтобы уничтожить старый джип-пикап!

В итоге чудо-оружие отправили на склад, а американским солдатам выдали старые «проводные» ракеты Tow, которые сегодня «по наследству» перешли к боевикам ИГИЛ в Сирии.

«Джавелин» против «Корнета»

Между тем реклама ПТРК Javelin только набирала обороты. Чудо-оружие было даже воспето известным британским актёром Хью Лори в романе «Торговец пушками» — дескать, эти ракеты настолько просты, что воспользоваться ими сможет любой новичок, впервые в жизни увидевший «трубу» ПТРК.

Однако это, мягко говоря, не соответствует действительности. Дело в том, что непосредственно перед пуском ракеты Javelin головку самонаведения необходимо в течение 20–30 секунд охлаждать сжиженным азотом, а сделать это без специальной подготовки невозможно. Хуже того — до этого надо охлаждать тепловизор в блоке наведения, который снимает тепловые сигнатуры целей, и на это требуется не менее 3-4 минут (а часто еще больше). При этом запас энергии крайне ограничен — после охлаждения тепловизора надо в течении нескольких минут выбрать цель и произвести выстрел, иначе аккумуляторы сядут и их надо будет отдавать на перезарядку.

Но и качественная заморозка ГСН вовсе не означает удачного выстрела, так как ракеты с инфракрасной головкой самонаведения невозможно использовать по холодным целям. То есть, если танк заглушит двигатель, чудо-ракета попросту не увидит его. Поэтому, кстати, Джавелин не годится для обстрела наступающих танков в лоб — там просто нет достаточно горячих объектов для наведения. Не работает Javelin и в условиях тумана или дождя, кроме того, ракету легко сбить с курса при помощи тепловых ракет-ловушек — вроде тех, которые отстреливают самолёты, спасаясь от ракет с аналогичными тепловыми головками самонаведения.

Из-за этого Javelin — в отличие, скажем, от российского ПТРК «Корнет» — совершенно не способна преодолевать активную защиту танка. Российский ПТРК имеет возможность производить двойной пуск ракет, управляемых одним лазерным лучом: первая ракета пробивает активную защиту, а вторая уже бьёт по самому танку. У американского комплекса такая стрельба невозможна даже в теории, поскольку вторая ракета не способна обнаружить танк на фоне работающего двигателя первой.

Наконец, дальность действия тепловой головки самонаведения Javelin существенно меньше, чем у телевизионных, тепловизионных, оптических и радиолокационных каналов обнаружения цели, которые используются в российских ПТРК.

Кроме того, у российского комплекса выше и бронепробиваемость — «Корнет» способен пробить более 1200 мм гомогенной брони, о чём американцам остаётся только мечтать и говорить, что «подпрыгивающая» ракета куда лучше.

Но самый главный недостаток Javelin кроется в её огромной стоимости, из-за чего «чудо-ракеты» уже исчезли из подразделений американской армии.

Так что ждем — через несколько месяцев ополченцы и покажут, и расскажут, как на самом деле работает хвалёный «Джавелин».