Несколько вопросов трудящимся к поздравлениям с 1 Мая (на основе статьи "Кто тупит и почему?").

На модерации Отложенный

cms-image-000025289-1 (150x113, 23Kb)

В Испании уже 60 лет (60 лет!) существует организация, обладающая поистине уникальными свойствами. За это время мне ни разу не доводилось видеть, чтобы кто-либо привел ее в пример в школе, в вузе или просто в беседах. Вряд ли все мы избегаем такого опыта. Тогда кто и почему сдерживает распространение этой информации?

Сами посудите,

1. Организация состоит из множества предприятий. За время ее существования банкротство потерпели всего три предприятия, тогда как во всем капиталистическом мире из вновь созданных предприятий выживает всего 20%.
2. Отличается уникально высоким показателем занятости и оплаты труда (не имеет себе равных в капиталистическом мире по показателю занятости). Работники организации (в т.ч. работники обанкротившихся предприятий) не увольняются, а перепрофилируются. Во время перепрофилирования они получают 80% своей бывшей зарплаты и некоторые полагающиеся им дивиденды.
3. Даже в жестокие кризисные годы численность организации не сокращалась, а росла. По состоянию на 1956 год в организации работало 25 человек, по состоянию на 2003 в организации было занято более 68 тысяч работников, по состоянию на 2009 год - 93 тыс. работников.
4. Внутри организации отсутствует коррупция.
5. Нет проблемы с чрезмерной дифференциацией доходов. Директора в штаб-квартире получают зарплату не более чем в 9 раз превышающую минимальную зарплату в организации. На предприятиях самая высокая зарплата отличается от самой низкой в 4,5 раза. Прибыль, перечисляющаяся на счета работников (см. п.п.8) распределяется примерно в том же соотношении.
6. Взаимоотношения основаны на полной внутренней демократии, опирающейся на принцип "один человек - один голос".
7. Текучесть кадров минимальная. Даже если в других местах есть возможность получать зарплату больше, работники предпочитают оставаться в организации.
8. В организации используется два основополагающих принципа. Первый: «Кто не работает, тот не владеет!» (и владеют все, кто работает). Поэтому каждый работник является совладельцем и, соответственно, имеет в организации реальный голос. И второй: «Продукт труда — частная собственность его создателя!». При делении прибыли между работниками та ее часть, которая идет не на зарплату, а вкладывается в развитие производства, записывается на индивидуальные счета работников (остается в их собственности), дает им проценты (как если бы они положили свои деньги в банк) и изымается ими при уходе с предприятия. И — никаких акций! Отсутствие акций предотвращает возможность нарушения выше указанных принципов и, соответственно, исключает одну из возможностей рейдерских захватов, заключающуюся в грязных махинациях с их (акций) выкупом.

Организация, о которой идет речь, и о которой мало кто знает, называется Федерацией кооперативов "Мондрагон". Основана она в 1956 году: в этом году было создано первое небольшое предприятие. Более подробно об этой организации и истории ее развития можно почитать по приведенным ниже ссылкам [1] и [2].

Вряд ли в перечисленных свойствах можно найти что-то, не соответствующее желаниям и менталитету значительной части российских граждан. Многим хочется быть уверенным в завтрашнем дне, получать высокую зарплату, участвовать в управлении производством, быть социально защищенным. В то же время всегда найдутся люди, которым что-то тут не понравится и которые пожелают работать в других условиях. Но для них у данной организации есть еще одно полезное свойство: эта организация доказывает свои экономические и социальные преимущества не силовыми методами, а в конкурентной борьбе. Это означает, что организация функционирует в одном и том же правовом и экономическом пространстве с предприятиями другого типа (не использующими выше указанных принципов) и, поэтому, у работников всегда существует возможность выбора места работы.

Как ни странно, но при столь замечательных характеристиках и результатах деятельности предприятий "Мондрагон", способных удовлетворить множество людей и ускорить экономическое развитие, в мире, в т.ч. в России, нет более ни одного подобного предприятия. Одна из причин (как утверждают некоторые специалисты) - ныне нет условий для возникновения организаций подобного типа. Другая причина - данная система не устраивает левых и правых радикалов: "…современные марксисты составляют основную массу критиков "Мондрагона", смыкаясь тут, как и положено, с критиками справа, с радикальными антикоммунистами. Марксисты видят в деятельности "Мондрагона" попытку придать капитализму человеческое лицо, а антикоммунисты наоборот - считают мондрагонские кооперативы троянским конем коммунизма!" [1] Видимо по причине такого противоречивого союза коммунистов с либералами в России существует довольно странный закон о "народных предприятиях" (выглядящие народными лишь с большой натяжкой) [5], [6], который явно создан не с целью развития экономики, а с целью спускания "пара" у прогрессивных сил. Это насколько же надо быть умно-хитрым, чтобы предоставить возможность создания "народного предприятия" путем обязательного предварительного создания коммерческого предприятия любой другой формы!

В "народное", по задумке авторов закона, это предприятие может затем превратиться по желанию работников путем голосования [5]. Почти как: хочешь купить себе коня, сначала купи хромую кобылу, и потом сумей ее продать! Даже в небезызвестном и довольно успешном ЗАО "Совхоз имени Ленина", руководимом Павлом Грудининым, не так давно баллотировавшимся в президенты, не отмечается попыток преобразования его в народное предприятие. Оно лишь выдается за народное, оставаясь акционерным (около сорока акционеров, остальные – наемные работники). Поэтому и успешность этой организации по сравнению с успешностью предприятий "Мондрагона" довольно относительна и сомнительна: численность ее работников с 90-х годов до сегодняшних дней уменьшилась с пятисот с чем-то до трехсот с чем-то человек. Сокращение штата на 40% - не многовато ли для "успешности"? А предприятия "Мондрагон" растут… И количество их работников измеряется не сотнями, а тысячами.

Представляется, что основной причиной того, что опыт "Мондрагона", связанный с использованием двух выше упомянутых принципов, не распространяется, является отсутствие для такого экономического подхода серьезной теоретической платформы. Этот недостаток позволяет смешивать данную систему с системами других кооперативных и прочих предприятий. Кто-то пытается провести параллель с системой М.А.Чартаева, кто-то приводит в пример артели, кто-то указывает на народные предприятия [5], [6]. При этом забывается, что ни один проводимый или проводившийся эксперимент не характеризуется и не характеризовался одновременным выполнением принципов: «Кто не работает, тот не владеет!» и «Продукт труда — частная собственность его создателя!» В итоге воз и ныне там: предприятий, подобных предприятиям "Мондрагона", в мире не существует.

Между тем для поддержки опыта предприятий "Мондрагона" существует серьезная теоретическая платформа. Она приведена в книге "Эксплуатация человека человеком" [4]. В этой книге обосновывается и строится модель предприятия, основные принципы работы которого соответствуют принципам, которые используются на предприятиях "Мондрагона" притом, что это предприятие не обязательно должно быть кооперативным [3]. По этой причине, несмотря на утверждения о том, что условий для появления предприятий с указанными принципами ныне нет (см. выше), возможность их создания существует.

Решение данного вопроса больше упирается в другую проблему: народ, учено именуемый электоратом, усилиями политиков разделен на две противоборствующие группировки правого и левого толка. Он разделен ими примерно так же, как в небезызвестной сказке Джонатана Свифта были разделены лилипуты, часть которых сражалась за разбивание яйца с острого конца, а часть – за разбивание с тупого. Известно, что таким незамысловатым образом (отвлечением сознания и сил народа на борьбу с "ветряными мельницами") зачастую просто охраняется экономический и правовой порядок, удовлетворяющий некоторую группировку людей (вряд ли значительную), готовых пожертвовать общими целями ради достижения личных.

Поэтому остается спросить:

- так ли важно людям, поддерживающим политических деятелей правого толка, сражаться с принципом: «Кто не работает, тот не владеет!», охраняя тем самым основу существования олигархов?

- так ли важно людям, поддерживающим политических деятелей левого толка, сражаться с принципом: «Продукт труда — частная собственность его создателя!», лишая тем самым работника права на владение произведенным им продуктом и отстаивая существование эксплуатации?

Если для какой-то части людей все это не суть важно, то есть предложение объединиться на основе использования упомянутых принципов, чтобы оценить перспективы эволюционного преобразования общества с целью повышения эффективности экономики и удовлетворения желаний тех людей, которые чувствуют себя в существующем экономическом и правовом пространстве "не в своей тарелке".



Ссылки:

1. Вадим Белоцерковский. ПУТЕШЕСТВИЕ В БУДУЩЕЕ И ОБРАТНО.https://profilib.net/chtenie/80744/vadim-belotserkovskiy-puteshestvie-v-buduschee-i-obratno-88.php

2. Андрей Иванов. Опыт Мондрагонских кооперативов: уроки для России. http://www.fecoopa.ru/mondragon.html

3. Сергей Гайворонский. Общие сведения о новой экономической системе предприятия (о новой организационно-правовой форме).
http://www.gaivoronsky.narod.ru/articles/NESP/NESPr1_4.pdf

4. Сергей Гайворонский. Эксплуатация человека человеком. http://www.gaivoronsky.narod.ru/books/exp/EXP_r9.pdf

5. КонсультантПлюс. Федеральный закон. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19458/
6. Отличия народного предприятия от акционерного общества. https://vuzlit.ru/1455024/otlichiya_narodnogo_predpriyatiya_ot_aktsionernogo_obschestva


Контакты:

sag33@bk.ru - Сергей Гайворонский.
https://vk.com/club66689286 – группа "Эволюционные решения революционных задач"