Почему вредна математика
Годы непрерывного обучения молодого поколения математике не прошли для меня даром. Я совершила открытие – не все люди созданы для науки. Ну, не все! И даже не половина. И, самое главное, я не вижу в этом ничего страшного. Боюсь, что к этому большинству отношусь и я.
Измученные наукой дети часто спрашивают меня – зачем нам этот синус, ну, где он нам понадобится? Да, я могла бы сказать – дети, он прекрасен сам по себе, посмотрите как это круто! Вот он - синус, а вот поворот, и он - уже косинус.
Но я так никогда не говорю измученным детям. Я им говорю другое. Вам когда-нибудь в жизни придётся отжиматься от пола, приседать, качать пресс? Нет? А сильный позвоночник, легкая походка, хорошая осанка вам пригодятся? Для этого надо ходить в спортзал. Вот и математика – это спортзал. Вы тренируетесь принимать решения, ориентироваться в незнакомой обстановке, а главное, видя за этими буковками образы, вы развиваете воображение.
Но дети не видят за буковками образы. И воображение у них не развивается.
Вот примеры из жизни отличников.
Задача – найти 50% от 18. Ребёнок делит 18 на 100 (с ошибкой). Полученный результат умножает на 50 – тоже с ошибкой. Получает что-то фантастическое. А что не так? Он просто применил правило – часть от числа.
Задача – есть 5 чисел в ряд, каждое на 3 больше следующего. На первом месте 4, потом 7 и так далее. Моя шестилетняя дочь скажет мне, какое число на пятом месте. Но, если всё это назвать арифметической прогрессией с разностью 3, то несчастный ребёнок мечется среди формул и задаёт обожаемый мной вопрос: «а куда тут подставлять?»
Самое безнадёжное и бессмысленное – функции и графики. Дети напоминают дрессированных медведей. Они виртуозно подставляют всё, куда надо. И ничего, абсолютно ничего за этим не видят. Любой, слегка изменённый вопрос ставит их в безнадёжный тупик.
Ужасно смешна геометрия. Обычный диалог, повторялся несчётное число раз . Ребёнок: углы равны, потому что этот треугольник равнобедренный. Я: но он- не равнобедренный, это дано по условию. Ребёнок – так давайте докажем, что он равнобедренный, и он станет равнобедренный.
Самое ужасное в этом, что все эти формулы, вся эта ненужная информация мешает им учиться думать.
Думать – значит ориентироваться. Как можно ориентироваться в том , что не можешь понять?
Обычно мой урок с новым учеником – старшеклассником начинается так. Я предлагаю задачу – лучше текстовую. В ней мелькают автомобилисты, скорости, проценты и прочие страшные вещи. С тяжёлым вздохом юное создание рисует таблицу. Потом судорожно выписывает все формулы. Делит расстояние на скорость. Потом скорость на расстояние. Потом, поделив всё, что можно, растерянно смотрит на меня. И я говорю – убери это всё и закрой тетрадку. Посмотри на задачу. Теперь угадывай. Ребёнок в испуге – как? Я говорю – ну, спрашивают же время. Ну, и угадывай. Называй любое. Ребёнок молчит, и я вижу, что он первый раз представляет этого несчастного автомобилиста, впервые за всю учёбу в школе оценивает время, исходя из здравого смысла – понимает, что не 3 секунды. Но и не 100 часов. И, наконец, называет. Мы проверяем, и – не поверите – часто он угадывает. И не может поверить своему счастью. Потому что не так уж оригинальны авторы задач. И с этого момента мы можем учиться.
Я бы учила математике по-другому. Я бы назвала этот предмет «решение задач», ну, или даже пусть арифметика. Я бы учила их думать, угадывать, находить короткий путь – ну, и самые необходимые действия, счёт, дроби, комбинаторика, графики, диаграммы, и всё без единой формулы.
И только в старших классах для желающих теоретическая математика. В отдельных школах. Она так же необходима как музыка, живопись, латынь. Это прекрасно, но, не поверите - не зная, что такое интеграл от логарифма, можно очень даже полноценно жить.
А вот жить с многолетней привычкой делать что-то, потому что нам так сказали, а что это – мы не знаем, и никогда не поймём, но, тем не менее, мы всё сделали правильно и получили пятёрки – это страшно и вредно.
Как этому противостоять? Учить думать с самого начала. Не решать, если не понимаешь. Решать подбором -угадывать ответы – это, вообще, очень полезно. Это кстати и веселее – подобрать, а потом решить. К восьмому классу натаскаешься так, что будешь всё угадывать заранее. Легко относиться к плохим оценкам, форме, правилам, но серьёзно к тому, чтобы ребёнок мог объяснить, почему он так решает. Рисовать задачки. Боюсь, что всё это забота родителей, увы. В школе этим никто не занимается.
Преподаватель средней школы Вера Юдова
Комментарии
А вы "пиндосов" лично знаете, чтоб судить? И компетенции у вас есть соответствующие?
Математика - язык познания. В живописи, в музыке он менее очевиден, но цвета и звуки имеют точные выражения средствами математики.
О физике и естествознании и говорить не стоит.
Не учить математике - подавлять инстинкт познания.
Конечно, есть музыканты, которые не знают, что октава - это удвоенная или половинная частота.
Но хорошо темперированный клавир строго описывается математически,
Вероятно, лучше всего - большая дифференциация учебных заведений - не только специализированная школа (к примеру, ФМШ) - обычная школа. Нет, надо сказать открытым текстом - школы для дураков и школы для полноценных детей. В последних учить математике и всем другим школьным предметам надо. Причём должна быть восстановлена возможность отчисления учеников за хроническую неуспеваемость и плохое поведение.
В советское время существовали вечерние школы - фактически школы для дураков.
Ужасные вещи приходится писать, но что поделать - идёт вырождение нации.
Факты таковы: чем более высок уровень общедоступного образования, тем выше общие достижения страны и народа. Простая грамотность порождает гениев.
А вырождение нации достигается просто - ограничением свобод.
Прекрасный пример - СССР. Запрет на все немарксистские теории, запрет доступа к теориям новой экономики привёл к деградации советской экономики, растрате национальных богатств на ложные цели и, как следствие, распад самого СССР.
Заметьте - за все годы советской власти в советской элите не было образованных людей. Делая партийную карьеру, они учились фиктивно. А сейчас во власти на всех должностях нет профессионалов. Ну, разве что, Лавров.
Советское образование базировалось на лжи - вот и результат. Ваши идеи могут только доконать страну и народ. А на этом пути уже есть у Вас немало соратнков.
Вам не нравится нынешнее обучение, не нравится и советское, так в царской России и были, как раз, учебные заведения разных типов - от церковно-приходской школы до Императорского Царскосельского лицея, кстати говоря, у выпускника этого учебного заведения А.С.Пушкина стоит среди итоговых оценок прочерк по математике -
- не аттестован.
Наш великий поэт не стал менее велик от объективной констатации его учебных успехов в сей дисциплине.
"А вырождение нации достигается просто - ограничением свобод." - тут вы просто пишите о том, в чём совершенно не компетентны. Вырождение (дегенерация) – это снижение качества нации и снижение вариабельности нации. Более подробно в книге С.Б.Морозова Тайна вечной жизни. И в России ещё не самое худшее положение - Европа стремительно вырождается, а американцы - исторически потомки всякой швали эмигрировавшей туда.
Бе...
Сакрализация – один из самых сложных человеческих (и не только) биологических институтов. Потому она чаще всего подвергается нападкам неспособных чувствовать смысл сакрального бионеполноценных.
Где тургеневские девушки ?
Сакрализация секса означает нежелание делиться. Это видовое поведение биополноценных людей и животных. Благодаря сакрализации брать и получать можно дольше. Потому что если получить все сразу, потом уже ничего не захочется. Десакрализация происходит все равно; но она должна подверждать свободный выбор, поскольку собственная сакрализация приносится в жертву партнеру.
Пример вырождения – « гомосексуальная культура» современного европейского общества.
Это если преподаватель хороший.
А так, да, отнимать, делить... Научились. Что дальше?
Сахар вреден - ладно.
Математика вредна??? Не может быть! Она никогда не превратиться в отраву.
А первое что сказал главный инженер при приеме меня на работу механиком на комбинат - Забудь все, чему тебя учили в институте! -
Вопрос закономерен, а на фиг тогда?