Иранский ястреб
Организацией антиизраильских провокаций на территории Сирии занимается спецподразделение «Аль-Кудс», входящее в «Корпус стражей исламской революции» (КСИР). Это спецподразделение проводит военные операции за пределами Ирана, причем, как указывают израильские СМИ со ссылкой на источники в израильских спецслужбах, командир «Аль-Кудса», генерал Касем Сулеймани не ждет указаний из Тегерана, а действует по своему усмотрению, зачастую даже причиняя вред иранским интересам. Президента Роухани не только не вводят в курс дела, ему во многом приходится потом расхлебывать многочисленные международные последствия деятельности «Аль-Кудса».
Всякий раз Сулеймани подставляет его под удар, пренебрегая и возможными международными санкциями, и крайне негативным общественным мнением арабского мира. Касем Сулеймани считает себя равным по статусу президенту Ирана — ведь на прошлых выборах он также был одним из кандидатов в президенты.
— Он представляет себя более сильным и решительным политическим лидером, консерватором и ястребом, — объяснил в интервью «Деталям» иранист, профессор Еврейского университета Владимир Месамед. – У него большие политические амбиции, особенно после того, как его кандидатуру выдвигали на президента.
— Подразделение «Аль-Кудс» постоянно провоцирует Израиль. Вы допускаете, что это делается вопреки, или, как минимум, без ведома иранского президента или духовного лидера?
— Вполне. КСИР является государством в государстве, об этом известно давно. Причем, не только в военном плане, но и в экономическом. Это — финансовый монстр, который пропускает через себя миллиардные финансовые потоки, он руководит колоссальными инфраструктурными проектами. Естественно, у КСИР есть собственные интересы, и они не всегда совпадают с национальными интересами Ирана.
И Роухани, и другие президенты-либералы до него — Рафсанджани, Хатеми — все пытались усмирить и урезонить КСИР, апеллируя к духовному лидеру. Но это никогда им не удавалось. То, что КСИР ставит президента и правительство Ирана перед свершившимися фактами – это секрет Полишинеля.
— Сбитый иранский беспилотник был нагружен взрывчаткой. Вряд ли иранцам нужно было совершить на нашей территории маленький взрыв — значит, им нужна была провокация. В данный момент Иран по уши увяз в сирийском болоте, зачем же втягивать Израиль в эту войну?
— Конечно, это не в их интересах. Иран не заинтересован в эскалации напряженности. И если вы следили за иранской реакцией на американо-франко-британскую атаку в ночь на субботу, то обратили внимание на более, чем миролюбивый тон Хаменеи! Духовный лидер говорил, что Иран стоит на страже интересов народа, который обратился за помощью, а от противостояния между сверхдержавами нужно держаться, как можно дальше. Дескать, не в интересах Ирана встревать в споры между титанами. Нельзя лезть на рожон.
И действительно, Иран не хочет сегодня вновь оказаться под международными санкциями. Иран не хочет, чтобы Трамп отменил ядерную сделку. В их интересах сохранить Асада и стабилизировать ситуацию в Сирии.
Конечно, Сулеймани действует на свой страх и риск. С другой стороны, я не думаю, что Роухани не в курсе дела. Знать-то он знает, но мало может повлиять на ситуацию.
— То есть, Сулеймани действует не только против воли президента Роухани, но и вопреки позициям духовного лидера?
— Война против Израиля – это для Ирана стратегическая задача. Сейчас она невыполнима, так как тактические цели Ирана в регионе совсем иные. Кроме того, Иран никогда не стремился к прямой войне с Израилем, армия против армии. Он заинтересован в гибридной войне, террористической, посредством ХАМАСа, «Хизбаллы», других своих агентов; в «прокси-войне», как называют это на современном политическом сленге. А появление иранских баз в Сирии затрудняет эти задачи, потому что Израиль в любой момент может атаковать эти объекты. И, скорее всего, Израиль будет продолжать атаки.
— Недавно телеканал «Аль-Джазира» провел опрос среди зрителей. Им предложили выбрать, за кого они будут «болеть» в случае войны между Ираном и Израилем. 62 процента проявили готовность поддержать Израиль, и только 38 процентов — Иран. В Иране понимают, что симпатии арабского мира отнюдь не на их стороне?
— Конечно, иранцы знают, что у них мало союзников на Ближнем Востоке. Персы никогда не любили арабов, и арабы всегда платили им той же монетой. Именно поэтому для Ирана так важно сохранить режим Асада, который всегда был его верным союзником, а с 2005 года у Ирана с ними подписаны соглашения о стратегическом партнерстве и военном сотрудничестве. В арабском мире иранцам особо не с кем дружить.
Цви Зильбер, «Детали». Фото: STRINGER Iraq, Reuters
На фото слева: генерал Касем Сулеймани. Ирак, 2015 год
Комментарии
Нынешние исламские жители Ирана такие же Персы, как забредшие со всего света арабы на территорию Палестины -Палестинцы.
Персу теперь живут по всему миру, а в Иране правят азербайджанцы
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вот теперь в Афгане за почти 40 лет не осталось кроме боевиков никого, Дети сразу автомат берут и в наемники
Войны не вечны, и когда прекратятся, в этих краях будет сложно возобновлять обычную жизнь.
Какие проблемы у соседей Афганистана? Не слышал.
Потому что война длится слишком долго((
Я тоже предполагаю, что аятолл удастся устранить, но это будет сложный и долгий процесс, включающий военные и политические разборки, а также, не в последнюю очередь, экономическое и технологическое соревнование.
Лет на 20-30 процесс, мне думается.
Исламисткое "СС" в Иране - КСИР - наоборот, очень сильно и влиятельно.
Я бы и сам хотел надеяться на более быстрое решение. т.к. Аятоллы протягивают руки к ЯО и риски для Израиля велики.
Возможно, Израиль разделит иранскую "задачу" на более "срочную" программу минимум- с выдиранием "ядовитых зубов" - имеющую военно-политический характер, и долгосрочную программу максимум "урегулирование" отношений.
-
Если мы попробуем провести аналогию с решением "арабской задачи" - то Израилю понадобилось ок. 100 лет, начиная с пионеров-кибуцников начала 20. века, пока решение начало только-только намечаться, я имею в виду подвижки с Саудией и изменение "настроений" в арабском мире.