Спрут

"Кто способен извлекать корысть из общественных дел, способен и на окрадывание могил"

Старая мудрость

..................................................................

Когда в 1927-28 году советская власть объявила наступление на кулачество и анти-социалистические элементов возникла серьезная коллизия. В январе 1928 г. высшие органы партийной власти приказали всем партийным, советским организациям на местах  развернуть борьбу против кулачества, но проблема состояла в том, что эти органы власти на местах к тому времени сильно срослись с кулачеством, НЭПманами и прочими непролетарскими элементами.

Речь о разлагавшей власть и общество коррупции. Для большего понимания криминальной сущности НЭП, советую прочесть следующие статьи.

http://maxpark.com/community/129/content/6184343

http://maxpark.com/community/129/content/6251194l

В годы НЭПа коррупция приобрела огромный, невиданный размах. Продавалось все что можно было продать. Прежде всего сами органы власти.

Иосиф Сталин не раз обращался к теме коррупции, в январе 1928 году во время поездки по Сибири снова заговорил о ней, сообщая воистину шокирующие детали:
"Я  видел несколько десятков представителей вашей прокурорской и судебной власти. Почти все они живут у кулаков, состоят у кулаков в нахлебниках и, конечно, стараются жить в мире с кулаками. На мой вопрос они ответили, что у кулаков на квартире чище и кормят лучше. 
Понятно, что от таких представителей прокурорской и судебной власти нельзя ждать чего-либо путного и полезного для Советского государства. Непонятно только, почему эти господа до сих пор еще не вычищены и не заменены другими, честными работниками."


И. Сталин прямо заявил, что судебные и прокурорские работники Сибири продались с потрохами кулакам
По словам Сталина они беззастенчиво жили у кулаков и кормились с их же рук
 
Сталин требовал чтобы органы власти начали чистить:
"Что касается представителей ваших прокурорских и судебных властей, то всех негодных снять с постов и заменить честными, добросовестными советскими людьми."

И так было по всей стране -- в деревне и городах. Если на селе органы власти покупали кулаки, то в городе это делали НЭПманы (по совместительству чаще сами бывшие или действующие чиновники). Коррупция пожирала все органы власти.

Коррупция на селе, неплохо описана самим Сталиным, продавались все или почти все. Это позволяло кулакам долгие годы быть хозяевами на деревне. Они были хозяевами, а не партия или государство.

Хлебные пауки скупив гос. служащих хозяйничали на селе

Коррупция в городе была тесно связана с частными предприятиями покупавшими себе ликвидные активы в виде чиновников, а также гос. предприятиями, также работавшими на "черный рынок".
В общем именно должностные преступления составляли более 60 % от общего числа преступлений уже к 1925 г. и в дальнейшем эта ситуация еще более ухудшается.

Коррупцию также можно разделить на две части:
1) Получение взяток со стороны частных или коммерческих лиц
2) Присвоение гос. средств чиновниками или директорами гос. предприятий в личное пользование
3) Присвоение гос.  чиновниками или директорами гос. предприятий  денежных средств, для организации своего частного предприятия
 Кратко можено разделить перечень взяткодателей:

1) коррупция на селе, со стороны кулаков
2) коррупция в городе, со стороны НЭПманов
3) коррупция во внешнеэкономических предприятиях, со стороны иностранцев
Из этого можно сложить два типа коррупционеров:
1) Коррупционер директор гос. предприятия
2) Коррупционер чиновник
Я не зря разделил эти два типа. Первые и вторые имели свои возможности для злоупотребления властью.
 
Для начала расскажу о схемах, которые работали на хозяйственных предприятиях. В годы НЭП сложилось так, что частные предприниматели неохтно вкладывались в производство, это делало государство. Частники же активны были в торговле, то есть они они в основном покупали и продавали готовый товар.

Этот готовый товар они брали либо у кооператоров, либо у импортных посредников, либо у государственных предприятий, что запрещалось.

Директора гос. предприятий могли сбывать свою продукцию лишь кооперативным или государственным магазинам. Но рынок всегда найдет выход из дружеских объятий "социализма".
Директора и служащие гос. предприятий установили тесную "смычку" с частными торгашами, продавая тем за щедрую плату продукцию своих предприятий. Используя служебное положение они фальсифицировали отчетность работы своих предприятий.

Схема поэтапно выглядела так:
1) Гос. предприятие на деньги государства производить товар 
2) Товар незаконно сбывается частным торговцам
3) Директорский корпус получает личную денежную прибыль
4) Частные торговцы продают товар по завышенной цене

При такой весьма простой схеме прибыль получали руководители гос. предприятий, частные торговцы. В убытке же оказывалось государство, на чьи деньги производился товар.
Примеров того достаточно, так в декабре 1923 года в одесском отделении Украинской государственной комиссионнопосреднической конторы (Укргоспосредник) выявили группу гос. служащих, которые покупали зерно на рынке у крестьян. Они должны были продавать его гос. магазинам или кооперативам, но втихую сбывали зерно частным торговцам. Те сбывали его  в своих магазинах.
 

Дом в Одессе, где располагался "Укргоспосредник", откуда гос. служащие сбывали товар частникам (партнерам или самим себе) за щедрую плату
 
В материалах ГПУ прчмо говорится об участии гос. служащих в делах частных торговцев:
" Бесхозяйственность в целях личной заинтересованности. Участие госслужащих в качестве пайщиков в частных предприятиях. Перекачивание товаров в частные руки через посредство других госорганов. Заинтересованность служащих госорганов в сделках с частными лицами. 
Отпуск частным лицам ходовых ассортиментов товаров. Долгосрочный кредит. Кредитование без всякого обеспечения. Взяточничество. Подлоги. Выдача фиктивных товарных документов (дубликаты) и залог их в банках и т. п."
 
Еще одним хорошим примером служит дело Консервтреста, крупноого гос. треста. руководство которого содействовало выгоде для частников и своего кармана. Обвинитель на этом процесса А. Я. Вышинский в судебной речи приводил такие факты:
"Говоря о конкретных преступлениях Розенберга и правления треста, необходимо обратить внимание на действия персонально Розенберга в связи с его торговыми операциями. Это вот те два договора, которые он заключил с Торгуловым и Хачатуровым на продажу им рыбы по таким ценам, при таких условиях, которые дали убыток на шесть вагонов около четырех тысяч рублей золотом."


Дело "Консервтреста" выявило "рыбно-консервную" мафию -- коррупционные схемы в сбыте рыбной продукции и сопутствующих махинациях

Еще один факт более крупного мошеничества с участием другого подсудимого  Вышинский привел так:
"У Бердяева целая система. Вот он заключает договор с Кочмарем, кооперативом Политуправления — Коопуром, заключает договор весьма странный. Он у кооператива Реввоенсовета покупает 60 тысяч аршин мануфактуры. Скажите, пожалуйста, разве нельзя найти в Москве мануфактуры, кроме как в кооперативе Реввоенсовета, в кооперативе, который днем с огнем не сыщешь? Бердяев, как всякий преступник, может привести тысячу объяснений, но у него дела с текстильным синдикатом, которому он должен 4 тысячи червонцев. Почему же он заключает договор с Кочмарем, конечно, пройдохой, который все совершенно свободно купит и продаст и оптом и в розницу?

Кочмарь берет 2400 миллионов рублей (знаками 1922 г.) и возвращает их спустя месяц без начисления курсовой разницы. Что это такое? Бердяев не ребенок, он отлично понимает, в чем тут дело. Афера общая. А когда Кочмарь беспричинно расторгает договор, он ссылается, как на мотив к расторжению договора, на то, что ему невыгодно при повышении цен на мануфактуру получать свои комиссионные проценты, и деньги возвращает.

Бердяев попросту кладет себе их в карман, нигде их не приходуя. Когда его спрашивают, — что это такое, он говорит, что это «тантьема». Хорошее, удобное словечко… Тут и Розенберг виноват. Но это все цветочки, а ягодки будут впереди.
Такая же история с Вокарыбой. 2400 миллионов рублей по этому договору Бердяев получает обратно, денег этих не приходует и кладет себе в карман....."
 
А. Вышинский обрисовал коррупционные схемы в рыбо-консервных трестах

Некоторые госслужащие предприятий делали еще более крутые вещи. Весной 1924-го Верховный суд УССР рассматривал весьма типичное дело инженера Луганской государственной текстильной фабрики, который проявил деловую хватку создав торговое товарищество Горзавпром.

Это общество занималось ни много ни мало для продажи имущества фабрики частным лицам, под видом "лома". Фактически управление предприятием взаимодействовало с частными лицами -- те покупали предметы, а продавцы получали деньги.

Еще более изощеренной схемой было то, что НЭПманы (они же гос. служащие) пользуясь своим положением позволяли себе заниматся производством от имени кооперативов.  Характерным примером служит дело " Укрмут ", т.е. украинского мукомольного треста. Они проводили 80% (!) хлебозаготовок УССР и  устанавливали цену на товар (зерновые)
Долгое время это происходило "незаметно" потому что в доле были  все -- частник и управляющие "кооперативом"
 

Под вывеской крупнейшего кооператива УССР "Укрмут" работала частная фирма, принадлежавшая коррумпированной связке гос. служащих и частников

Экономист Юрий Ларин прямо писал о тесной смычке гос. служащих и частников, которые суть были одним и тем же. Он писал:
" К этой характеристике надо добавить ещё, что та часть государственных служащих 1921– 1923 гг., которые тогда совершали преступления в пользу частного капитала, но которые не превратились в формальных частных предпринимателей в последующие годы, а превратились в частных предпринимателей формально только около 60 %, — так вот, та часть, которая не превратилась, она снова и снова в 1924–1926 гг. нередко попадалась вновь в подобных же хозяйственных преступлениях. 

Интересен вывод т. Кондурушкина из данных хозяйственных дел 1925–1926 гг. о судебном прошлом тех государственных служащих, которые были осуждены за взятки и за другие хозяйственные преступления, совершенные в 1924–1926 гг. А каждое хозяйственное преступление в наших условиях — это есть преступление в пользу частника, так или иначе с интересами частника связанное. 
Оказывается, из всех служащих, которые во второй период нэпа, т. е. в 1924–1926 гг., совершали хозяйственные преступления, было уже осуждено раньше за хозяйственные преступления примерно 80 %. Иначе сказать, мы имеем устойчивый круг хозяйственных преступников в наших госорганах."

Юрий Ларин привел немало коррупционных схем

Юрий Ларин пишет об одном излюбленном методе получения прибыли у частников:
"Лесозаготовки вообще были излюбленной областью выступления частного капитала в лжегосударственной форме. 
Нет ни одной железной дороги в нашей стране, где бы в лесозаготовительных отделах (они раньше назывались железкомами) не были обнаружены крупные злоупотребления. Дело хозяйственных заготовок леса для железных дорог фактически осуществлялось в широких размерах частными поставщиками. 
Они принимались на государственную службу, получали мандаты и ссуды в качестве уполномоченных по заготовкам, но действовали самостоятельно, с легализованной в различных формах прибылью в свою пользу (процентное начисление на себестоимость и т. п.)"

По материалам Ю. Ларина в СССР не было ни одной железной дороги, где не было бы фактов коррупции по лесозаготовкам

Коррупционный спрут развернул свои щупальца буквально повсюду. Куда бы не посмотреть, а продавалось почти все. Примером могут слушать уральские угльные предприятия. В органы власти неоднократно поступала иннформация, что там нечисто. Решили устроить проверку и в марте 1924 г. ревизионная комиссия начала проверять крупнейшие тогда Егоршинский и Кизеловский каменноугольные тресты. Однако комиссии тут же начали чинить препятствия.

По материалам проверки сказано
"С самого начала работы комиссии «пришлось столкнуться с недоброжелательным отношением администрации Егоршинского ка- менноугольного треста. Руководство треста чинило препятствия в получении членами комиссии необходимых финансовых документов."

И все же в ходе проверки удалось установить, что имели крупные злоупотребления -- растраты денег и ресурсов, финансовые махинации.
Давыдов и др. работники треста занижали объемы добычи уголя, например если добывали 100 кг угля, в отчетах ставилось 50 кг. Эти 50 кг угля они сбывали НЭПманам, а прибыль клали себе в карман. НЭПманы продавали его по завышенной цене.
К коррупции были причастны родственники директора треста Давыдова, которых он распихал по хлебным должностям.

В конце работа комиссии становилась уже опасной, как говорится в материалах:
"Работа Р[евизионной] К[омиссии] стала не только затруднительна, но даже опасна для жизни самих ее членов…, так как стали поступать угрозы со стороны руководства треста"
В конце концов Давыдова отстранили от должности нач. треста, но новый директор Тетерин продолжал препятствовать раскрытию коррупционных схем. Тетерин пострался подкупить членов комиссии.
Это ему не удалось и это отразилось в материалах ревизионной комиссии:
"Тетерин начал вести перегово- ры с членами комиссии о переходе последних к нему на службу, предлагая им более выгодные условия в обмен на то, что они закроют глаза на выявленные хищения."
 
Егоршинский угольный трест, члены ревизионной комиссии выяснили что существует масштабная воровская схема и в ней замешано множество людей
Членам комиссии всячески мешали делать свою работу и даже угрожали расправой


Таже самая ревизионная комиссия провелряла и Кизелевский каменоугольный трест.
В материалах сказано:
"Здесь, как и в Егоршино, ставились всё время палки в колеса" . 
Комиссию пытались выжать из г. Кизел, мотивируя это тем, что  "нет квартир", что было неправдой. Квартиры были.

Когда же комиссия приступила к работе оказалось что те кому надо задавать вопросы уехали. В материалах сказано:
 "Как только комиссия приступила к работе, главный бухгалтер и его помощник уехали в отпуск, а заведующие отделами бухгалтерии отправлялись в срочные командировки, как только ревизия подходила к кругу их ведения"
Членов комиссии открыто третировали:
"Технический высший персонал относился оскорбительно свысока, а начальник треста также старался переманить к себе на службу некоторых из них . "

Уголные города на Урале жили по своим законам и подчинялись своим авторитетам

Руководство г. Кизела, большинство из них были напрямую замешаны в коррупционных делах угольно добывающего треста

Вывод по работе комиссии на двух трестах был такой:
"«Работы ревизионных комиссий Урала являются самой неблагодарной, так как сразу же получается целая масса врагов, отношение к ним хозяйствующих органов самое скверное, чувствуется стремление так или иначе портить Р[евизионной] К[омиссии] её работу."

Ревизия работы на Кизиловском и Егоршинском тресте показало что коррупция приняла особо тяжелые формы. Эти тресты и города где они находились были почти "маленькой Сицилией" на Урале, где не было законов и где десятки и сотни работников разного ранга были повязаны в огромной мафиозной паутине. И это была лишь капля в море.