Насколько неразрешим вопрос о призыве ортодоксов?

На модерации Отложенный

призыв в армию    Вопрос о призыве студентов ешив периодически становится причиной политических баталий, но через какое-то время шум неизменно стихает. До нового обострения, когда в недрах нашего  политического болота сталкиваются различные интересы. Сложно даже представить, что бы делали израильские политические и околополитические интересанты без этой темы. Ведь на спекуляциях вокруг призыва очень удобно получать дивиденды и выторговывать дополнительные куски бюджета. Это удобно всем — и религиозным партиям и светским.

В действительности статус-кво в отношениях религии и государства никто в Израиле нарушать не станет. Это очевидная аксиома. Иначе просто рухнет вся идея еврейского национального государства, и Израиль лишится последнего и единственного фактора своей легитимации как национального еврейского государства, де-факто превратившись в иммиграционное образование, заселенное иммигрантами со всех концов света. Тем не менее, спекуляции на тему столкновения религиозного и светского Израиля перманентно продолжаются.

Время, как известно, не стоит на месте, и сегодняшний Израиль — это не та страна, которая была в начале своего образования. Изменившаяся реальность требует и изменений законодательных, в том числе в вопросе о всеобщем армейском призыве.

Но что делать и как изменить закон, не нарушив при этом статус-кво?

Решение находится на поверхности. В свое время в советских учебных заведениях существовали военные кафедры, на которых студенты раз в неделю обучались военному делу, а после завершения обучения проходили краткосрочные сборы и получали воинские звания.

То же самое можно сделать и в Израиле. Нет ничего сложного в том, чтобы организовать военные классы в религиозных учебных заведениях, сделав обучение в них обязательным. Студенты, отказывающиеся от армейского обучения, должны будут призваться на действительную воинскую службу.

В армейских классах учащиеся ешив смогут выбирать те военные специальности, которые им больше по душе и не противоречат их взглядам. В армии существует множество вспомогательных служб, работа в которых не противоречит религиозным убеждениям. Достаточно один раз в неделю проводить армейское обучение и время от времени — краткосрочные армейские сборы. С преподавателями тоже проблемы не будет. В Израиле достаточно отставных военных из религиозной среды.

Таким образом, сам вопрос перестает существовать. Единственным препятствием здесь остаются политические интересанты. Захотят ли они отказаться от  столь удобной темы спекуляций и шантажа?

  Гарик Мазор