История Краишевского монастыря

На модерации Отложенный История Краишевского монастыря

КРАИШЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Кроме всем известных и активно восстанавливаемых Каменно-Бродского, Усть-Медведицкого и Гусёвского монастырей, на территории нашей епархии до революционной трагедии ХХ века существовал ещё один женский монастырь — Краишевский Тихвинский женский мо­настырь. Село Краишево находится в Еланском районе на берегу реки Терсы. В XIX – начале ХХ века эти земли входили в Аткарский уезд Саратовской губернии. После отмены крепостного права в Саратовской губернии стали образовываться женские монашеские общины. Предлагаем внимаю читателей выдержки из книги еланского краеведа В.М.Дядиченко «Страницы истории Еланского края» (Изд-во «Лань», СПб., М., Краснодар, 2010).

С 1865 года официально начала свою жизнь христиан­ская православная Краишевская женская община… Первой начальницей общины была избрана матушка Гликерия Загуменникова. Община в самом начале своего существования преследовалась местными жителями из-затого, что была принята теми за секту хлыстов. Сельское на­чальство прогоняло сестер от родника, жители жгли сено и угоняли скот общины.

Устав от притеснений, матушка Гликерия поехала к са­ратовскому епископу Иоанникию с жалобой и просьбой благословить основание общины. Владыка, прибывший сюда тайно, лично осмотрел общину и был поражен её тя­желым материальным положением. Он издал указ об ока­зании всяческой помощи бедным новопоселенцам и благо­словил строить церковь на самой вершине горы, откуда виднелись 9 сел с 11 храмами. Пока не было своего храма, сестры пели на правом клиросе Троицкой церкви в Краишевке. Волостной голова И. В. Зимацкий выхлопотал у мира разрешение общинницам жить на горе. В 1857 году Краишевское сельское общество пожертвовало им 17 деся­тин земли под усадьбу. 
В1865 году власти утвердили женскую общину, а в 1899 го­ду возвели ее в ранг общежительного монастыря. В 1866 году начальницей общины назначили Гликерию Загуменникову. 

Община считалась самой бедной в Саратовской епархии. Ее капитал составлял: на 1885 год — 100 рублей; на 1910 год — 6075 рублей; на 1912 год — 9999 рублей. Однако местные благодетели помогали ее становлению: так, например, в 1873 году татский мещанин Я. Н. Холтурин пожертвовал общине напрестольный серебряно-золотой крест весом 95 зо­лотников, Святое Евангелие и 28 рублей на покупку потира и дискоса (всего на сумму в 200 рублей).

 За счет вкладов и приобретений монастырь расширил свои земельные угодья и финансовые возможности. Так, в 1877 году он купил у крестьянина Бердникова плодовый сад, а в 1880-м землю на Черной реке (Область Войска Дон­ского) в количестве 228 десятин 430 сажен за 7 000 рублей. В 1889 году в общине жили, кроме начальницы, одна мона­хиня и 201 послушница.

При новой начальнице Маргарите (из послушниц Саратовского монастыря, «послана волею владыки») община вмещает «в себя всех живущих свыше 150», приобретает за 7 тысяч рублей участок земли, строит за 5 тысяч рублей вет­ряную мельницу и новый корпус за 4 тысячи рублей. В школе при общине учатся двадцать девочек с 9 до 14-летнего возраста из разных мест». «В минувшую русско-славянско-турецкую войну начальница общины, мать Маргарита, при всей недостаточности общины в материальных средствах, нашла возможным сформировать от общины отряд сестер милосердия из восьми сестер и по окончании войны как сама, так и восемь сестер получили по знаку Красного Креста».

В 1878 году в обители открыли школу, где в 1884 году обучались 24 девочки, а в 1885/86 учебном году — 31. Пре­подавала в ней насельница Мария Васильевна, закон­чившая Камышинское городское училище.

Насельницы и девочки, кроме обычных предметов, обучались в училище вышивке, шитью и сапожному ремеслу. Имелась в общине и школа живописи, и ковровая мастерская.
 С укреплением общины встал вопрос о ее преобразова­нии в монастырь. На основании высочайшего повеления от 9 мая 1881 года Синод определил обратить общину в обще­жительный монастырь с таким количеством сестер, которое он сможет содержать на свои средства. 
8 сентября 1894 года в монастыре была устроена и освя­щена домовая Тихвинская церковь.10 июня 1901 года освятили придел во имя святителя Николая Чудотворца во вновь построенном Успенском храме. 

В 1901 году крестьянин И. В. Зимасков пожертвовал обители 50 десятин земли в 15 верстах от нее. Принадлежал монастырю и кирпичный завод, к которому в конце XIX века провели железнодорожную узкоколейку. Народ во множе­стве подтягивался к монастырю летом на Троицкую ярмар­ку, длившуюся целую неделю. 

После гибели монахини Маргариты в 1907 году от рук разбойников обителью правила бывшая казначея монасты­ря монахиня Ангелина. В 1908 году к Скорбящему храму монастыря были пристроены два придела: правый — в честь архистратига Михаила и левый — во имя преподобного Се­рафима Саровского и великомученика Пантелеймона.
С началом Первой мировой войны мобилизации подверглось и духовенство монастыря. Краишевский священник Николай Аркадакский по резолюции владыки от 19 августа 1916 года был назначен на должность полкового священника в 150-й запасной пехотный полк в г. Вольске. Николай Селезнев, священник того же мона­стыря, резолюцией от 8 апреля 1917 года был направлен в 3-й запасной пулеметный полк в Саратове.

Из справочной книги Саратовской епархии за 1912 год:
«С. Краишевка. Краишевский Тихвинский женский мо­настырь. Храмов в монастыре четыре:
главный — во имя Успения Божией Матери, каменный, холодный, трехпрестольный;
храм, построенный в 1866 году и перестроенный в 1906 году на средства обители, деревянный, обложенный кирпичом, теплый, стоит в связи с жилым корпусом, Главный престол во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости»;
храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, дереянный, обложенный кирпичом, теплый, находится под жилым мо­настырским корпусом. Освящен в 1894 году;
храм на источнике, каменный, холодный, однопрестольный, во имя святой мученицы Параскевы. 
Исполняет должность настоятельницы — мона­хиня Ангелина (66 лет, в должности с 1907 года), казначея — мона­хиня Илария. Манатейных монахинь в монастыре 8, послушниц 293». 
Из другого раздела «Справочной книги Саратовской Епар­хии» за тот же 1912 год узнаем, что манатейных монахинь в мона­стыре 46, послушниц 255. 
 
Обитель была разрушена в 1920-е годы. От монастыря остался только родник «Краишевский», объявленный государственным водным памятником. В фондах областного краеведческого музея сохранились несколько фотографий и рисунков монастыря, переданных семьёй Коноваловых. С 1907 по 1917гг. велась фотолетопись Краишевского Тихвинского женского монастыря благодаря трудам монахини-фотографа Ларисы Коноваловой. Глядя на ее работы, мы понимаем, какой была обитель в последние годы своего существования. Фотодокументы исчезнувшего монастыря раскрывают нам картины его жизни начала 20-го века: панорама монастыря, иконостас Тихвинской церкви, часовня у Святого источника, водокачка обители, корпуса монастыря, монастырский лазарет, учебный класс монастырской школы, ученицы монастырской школы, монахини, послушницы, солдаты.