Неправое право

На модерации Отложенный


Но я лучше выпью зелье с отравою,
И над собой что-нибудь сделаю –
Но свою неправую правую
Я не сменю на правую левую!
Владимир Высоцкий

 

Жила-была Лариса. И была у неё доля, доля участия в ООО – 51 процент. И назначила она себя директором, бухгалтером и кассиром.

 

И был у неё компаньон Александр. Ему принадлежало 49 процентов участия.

 

Работали они, работали. Хорошо работали. Прибыльно! Но тут Лариса решила уехать в другой город, а потому продать свою долю. Александр уговорил Ларису продать долю ему. За 400 тысяч рублей. И хотя были у Ларисы более выгодные предложения, продала она свою долю Александру. По старой дружбе.

 

И стал Александр единственным участником ООО. Через несколько дней после продажи доли Лариса уехала в другой город, а Александр назначил себя директором ООО.

 

Проходит ещё несколько месяцев, и Лариса получает от Александра письмо, в котором тот требует объяснить, куда делись 600 тысяч рублей из кассы. Мол, Лариса, будучи директором и кассиром получала деньги в кассу из банка и от заказчиков, но потратила только часть этих денег, если судить по оправдательным документам. Кассу Лариса передала Александру пустую, а там, если судить по разнице между приходными и расходными документами, должно быть 600 тысяч рублей.

 

Лариса объясняет, что если бы в кассе было 600 тысяч рублей, то она бы продала свою долю не за 400 тысяч рублей, а на 600 тысяч рублей дороже. 400 тысяч рублей – это цена доли при пустой кассе. Если бы в кассе было 600 тысяч рублей, то доля обошлась бы Александру не меньше, чем в миллион рублей.

 

Александр обращается в суд от имени ООО. Суд назначает бухгалтерскую экспертизу. Эксперты применяют главную бухгалтерскую формулу: остаток на начало периода плюс всё, что прибыло за период, минус всё, что убыло за период, равно остатку на конец периода. Эта формула подтверждает 600 тысяч рублей недостачи. Суд на основе экспертизы расценивает 600 тысяч рублей недостачи как убытки, которая Лариса причинила ООО, и взыскивает с неё 600 тысяч рублей в возмещение убытков.

 

Лариса жалуется в апелляционную инстанцию, но бесполезно.

И областная кассация видит в Ларисе лишь директора и кассира, но не преобладающего участника: не хозяйку ООО, которая вправе распоряжаться своими деньгами так, как она захочет, не всегда обременяя себя оправдательными документами.
 
Сейчас Лариса готовит жалобу в Верховный Суд РФ. Лариса считает, что она была не просто директором ООО, но его хозяйкой. У неё было право тратить деньги ООО так, как она захочет, а потому она не могла нарушить права ООО. Ведь тот, кто пользуется своими правами, не нарушает чужих прав. А кто не нарушает прав, то не причиняет убытков.

 

В рассуждениях Ларисы есть слабое место. И не потому, что у Ларисы плохая логика, а потому что закон не согласен с тем, что говорит Лариса: кто пользуется своим правом, тот не нарушает чужих прав. Закон настаивает на том, что бывают неправые права, осуществление которых может нарушить права других. О таких правах предупреждает часть 3 статьи 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Такие неправые права непременно надо ограничивать, но не чрезмерно, о чём предупреждает часть 3 статьи 55 Конституции РФ.

 

Не только Конституция РФ, но и Гражданский кодекс РФ в статье 10 предупреждает о неправых правах, которыми можно злоупотребить, и запрещает злоупотреблять правами. Злоупотреблять правами запрещают процессуальные и семейные законы.

 

Оксюморон «неправые права» – это чума не только российского законодательства. О необходимости ограничивать и запрещать осуществление таких прав предупреждает Всеобщая декларация прав человека в статье 29 (часть 2 и 3).

 

Мораль сей сказки такова:
Законы противоречивы. Противоречиво даже само понятие права, которое у законодателя может оказаться неправым и подлежать запрету.
Такое противоречие недопустимо в науке. Тем более – в правоведении, от которого буквально зависит жизнь людей. Без разрешения этого противоречия нет и не будет никакого права.
В непротиворечивой теории права тот, кто пользуется своим правом, не нарушает ничьих прав, не может быть неправым.
Создание такой непротиворечивой теории – задача № 1 в современном мире.