Трансцендентальная диалектика

Трансцендентальная диалектика (логика иллюзии) — второй отдел трансцендентальной логики Канта, представляющий собой (в отличии от трансцендентальной эстетики и трансцендентальной аналитики, исследовавших чувственность и рассудок) собственно критику чистого разума, как третьей, высшей познавательной инстанции. Именно здесь Кант попытался ответить на главный по сути вопрос всей своей работы — "Как возможна метафизика, как наука?".

Трансцендентальная диалектика., по Канту, призвана вскрыть видимость трансцендентных суждений разума (т.е. тех, которые выходят за пределы эмпирического применения категорий). Кант выделяет трансцендентальные и логические иллюзии, из которых только вторые, по его мнению, исчезают достаточно быстро, стоит нам лишь проявить побольше внимания к логическим правилам.

Кант определяет диалектику как "логику видимости". То есть диалектическое рассуждение только создаст видимость познания, которое якобы относится к какому-то объекту. Объекты диалектических рассуждений – не более чем видимость и иллюзия. Кант ставит своей целью разоблачить их, предупреждая в то же время, что "мы имеем здесь дело с естественной и неизбежной иллюзией... Существует естественная и неизбежная диалектика чистого разума, не такая, в которой какой-нибудь простак запутывается сам по недостатку знаний или которую искусственно создает какой- нибудь софист, чтобы сбить с толку разумных людей, а такая, которая неотъемлемо присуща человеческому разуму и не перестает обольщать его даже после того, как мы раскрыли ее ложный блеск, и постоянно вводит его в минутные заблуждения, которые необходимо все вновь и вновь устранять".

Для иллюстрации проблемы, которую обсуждает Кант, приведем слова философа М. Бубера: "...попытка реально вообразить как конечное, так и бесконечное пространство, – задача одинаково головоломная и в обоих случаях приводящая к мысли, что мир этот нам не но зубам. В свои неполные 14 лет я и сам узнал это на опыте... В ту нору надо мной нависло какое-то безотчетное принуждение: я должен был то и дело пытаться представлять себе то край пространства, то его бесконечность, а время – то имеющим начало и конец, то без конца и начала. И то и другое было одинаково невозможно и бессмысленно, и все же казалось, что выбор возможен лишь между двумя этими абсурдами" . В самом деле, если представить себе, что мир бесконечен в пространстве и во времени, то мы будем иметь парадокс истекшей бесконечности; а если представить себе его конечным, то встает вопрос, что "за" границей пространства и "до" начала времени.