Конкурентные преимущества России в атоме

Сегодня Россия занимает первое место в мире по строительству атомных электростанций за рубежом. В разной стадии реализации находятся проекты по сооружению 34 энергоблоков в двенадцати странах мира: в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
На всех станциях после Чернобыля были проведены дополнительные исследования возможных аварийных ситуаций и путей их преодоления. Поэтому на всех без исключения станциях была проведена модернизация систем безопасности. Где этого было сделать нельзя, реакторы остановлены и ведутся работы по выводу из эксплуатации (Белоярская и Нововоронежская АЭС). В результате на всех действующих АЭС есть несколько систем, которые включаются одна за другой в случае возникновения ситуации обесточивания, полностью исключая возможность такого развития событий, какое имело место в Японии.
Основу предлагаемых к строительству энергоблоков составляет проект реактора ВВЭР-1000, который при всех его усовершенствованиях вряд ли можно отнести к инновационному технологическому прорыву. Его основными соперниками на мировой арене сегодня являются усовершенствованные реакторы АР-1000 компании Westinghouse и EPR компании Areva. В чем же заключены конкурентные преимущества России?
Энергоблоки проекта ВВЭР-1000 работают уже в нескольких странах (России, Украине, Болгарии, Чехии, Китае) и зарекомендовали себя с достаточно хорошей стороны в плане многолетней надежной эксплуатации.
Кроме того, на базе реактора ВВЭР-1000 разработана уже целая серия усовершенствованных («эволюционных) проектов «АЭС-91», «АЭС-92» и «АЭС-2006», каждый из которых внес существенные улучшения в исходную конструкцию. Безопасность усиливается путем применения многоуровневых пассивных и активных систем защиты, которые, дублируя друг друга, перекрывают все возможные аварийноопасные направления, вызванные как отказом техники, так и ошибкой персонала. Реакторное здание имеет двойную защитную оболочку, рассчитанную на противостояние нежелательным воздействиям как извне, так и изнутри. На случай практически невероятной аварии под реактором установлена ловушка расплава ядерного топлива, которая обеспечит надежную локализацию аварии (благодаря этой ловушке Тяньваньская АЭС причислена к самым безопасным АЭС в мире). В проект атомного энергоблока введен и еще ряд инновационных технологий: таким образом, сплав «проверенности временем» основной конструкции и современных технологических решений по безопасности обеспечил российскому проекту хорошую конкурентоспособность на мировом рынке.
Наконец российские атомщики не боятся кооперироваться с партнерами из других стран. Например, китайцы изготавливают существенную долю оборудования на своих заводах, в Болгарии субподрядчиком «Атомстройэкспорта» выступает франко-германский консорциум.
Кроме того, на строительстве АЭС «Белене» нашли работу и другие компании: так, немецкая фирма GNS впервые для реакторов ВВЭР-1000 применит двухцелевые контейнеры CASTOR-1000, в которых можно будет хранить отработанное ядерное топливо на площадке АЭС и в них же вывозить его со станции, не совершая промежуточных операций по перегрузке.
Также топливная компания ТВЭЛ планирует реализовать проект по выходу на новые рынки с собственной разработкой топлива для реакторов западного образца – «ТВС-Квадрат».
Эксперты, ранее комментируя выход Росатома на мировой топливный рынок со своей новой разработкой, подчеркивали принципиальную особенность этого процесса, а именно тщательное соблюдение процедур, необходимых для лицензирования «ТВС-Квадрат» за рубежом.
Порой даже в неблагоприятных политических условиях Росатом проходит все необходимые этапы испытаний, сертификации и лицензирования нового топлива, чтобы оно не вызывало никаких нареканий с технологической точки зрения. Хотя это более долгая, но зато более эффективная стратегия с точки зрения завоевания профессиональной репутации на рынке.
В этом, по мнению, специалистов, отличие Росатома от американской Westinghouse, которая, используя политические методы, пытается войти на рынок ядерного топлива стран Восточной Европы, в том числе Украины.
Получая подряды на строительство АЭС за рубежом, Россия устанавливает взаимовыгодные связи с иностранными партнерами. И в этом нет ничего крамольного: ключевая позиция сооружения АЭС – собственно ядерная технология – остается за российскими атомщиками, а вспомогательное оборудование энергоблока вполне может быть доверено изготовителям из других стран, которые достигли совершенства именно в этих узкопрофильных нишах. Ядерный ренессанс постепенно набирает обороты, работы хватит всем, а совокупность передовых технологий разных стран – путь к успеху в получении дальнейших подрядов на строительство АЭС.
Важнейшим критерием конкурентного преимущества в мире является предложение строительства АЭС «под ключ», когда генподрядчик сосредотачивает в своих руках управление всеми стадиями процесса, вне зависимости от числа и национальной принадлежности субподрядных компаний: проектирование, строительство, монтаж, комплектные поставки оборудования, наладка и ввод в эксплуатацию. Корпорации, умеющие совместить всю технологическую цепочку, имеют беспроигрышные перспективы на мировом рынке. И Россия быстро учится «играть» по новым правилам.
О программах развития атомных станций заявляют и страны, которые обладают огромными запасами углеводородов, например Бразилия, ОАЭ, Вьетнам, Саудовская Аравия, Алжир, Нигерия. Эти страны не владеют собственными технологиями и не готовят специалистов, поэтому им нужна гарантия, что поставщик технологии поставит самые надежные, самые безопасные и проверенные методики.
Комментарии