Путин расколол страну как внутренне так и внешне

Путин всегда с подозрением относился к продвижению демократии. Однако два момента убедили его в том, что под этим прикрытием Америка ведет охоту на него. Первым моментом стала интервенция НАТО в Ливии в 2011 году, которая в конечном итоге привела к свержению и жестокому линчеванию ливийского диктатора Муаммара Каддафи. Впоследствии многие люди, общавшиеся с Путиным, заметили, насколько сильно его потрясла смерть Каддафи. Говорят, что он много раз смотрел видеозапись этого убийства. То, как погиб Каддафи, произвело на него глубочайшее впечатление, говорит бывший высокопоставленный сотрудник госдепартамента Джейк Салливан (Jake Sullivan), неоднократно встречавшийся в то время с российскими руководителями. Другой бывший высокопоставленный сотрудник администрации Обамы заявил, что Путин просто зациклился на смерти Каддафи (этот сотрудник признается: «Я думаю, в Ливии мы перестарались»).
Второй момент наступил в ноябре 2013 года, когда молодые украинцы вышли в столице Киеве на площадь Независимости, или так называемый Майдан, чтобы выступить с протестом против решения тогдашнего президента Виктора Януковича, который отказался от заключения экономического соглашения с Европейским Союзом под давлением Путина. Демонстранты оставались на площади всю зиму до тех пор, пока по ним не открыла огонь полиция, убившая примерно 100 человек.
На следующий день, 21 февраля 2014 года Янукович подписал план политического примирения при посредничестве России, Америки и ЕС. Но в ту же ночь он бежал из столицы. Путину было ясно, что именно произошло: Америка свергла его ближайшего союзника, сделав это в стране, которую он считал продолжением самой России. Все те деньги, которые Америка потратила на деятельность неправительственных организаций в Украине и на борьбу за демократию, принесли свои дивиденды. Приезд заместителя госсекретаря Виктории Нуланд на Майдан во время протестов, где она раздавала булочки, только усилил его худшие опасения.
«Майдан переключил скорость, — сказал мне заместитель советника по национальной безопасности из администрации Обамы Бен Родс (Ben Rhodes), занимавшийся там вопросами стратегических коммуникаций. — Путин всегда был антагонистом и агрессивным человеком, но после Майдана он перешел в наступление. Перчатки были сброшены, если можно так сказать. Для Путина Украина была частью России, поэтому он воспринял эти события как нападение на него самого» (близкий к Кремлю источник подтвердил эти слова).
В администрации Обамы Путин и Лавров прославились своими длинными тирадами с осуждением американского президента за все то неуважение к России, которое Америка проявляет с 1991 года. Примером тому может служить заявление Обамы в 2014 году, когда он назвал Россию и эболу глобальными угрозами в одной и той же речи. Из-за свержения Януковича эти тирады стали еще более агрессивными. «Впоследствии на протяжении двух лет не было ни единого телефонного разговора, в котором Путин не упомянул бы об этом, — вспоминает Родс. — Он постоянно обвинял США в том, что они поддержали смену режима в Украине».
Смена режима в Ливии и в Украине привела к тому, что Россия решила поддержать Башара аль-Асада в Сирии. «Больше такого не будет». Именно так глава канцелярии бывшего госсекретаря Джона Керри Джон Файнер (Jon Finer) охарактеризовал подход Путина к Сирии. Это также неизбежно привело к вмешательству России в американские выборы.
Россия должна была показать США, что не только они могут менять режимы.
Как же поступит Путин? Передаст ли он свой трон преемнику? Кандидатов становится все меньше. Круг его советников сужается, и сегодня он состоит в основном из пожилых людей, которые, как и он сам, приехали из Ленинграда либо служили в КГБ. В последние годы он меняет региональных губернаторов на преданных ему молодых людей и даже на своих бывших телохранителей. У большинства из них нет серьезного опыта управления, но они всем обязаны Путину. Все чаще и чаще возникает впечатление, что у него нет стратегии ухода. Как сказал мне в 2013 году один путинский союзник, «у нас нет такой традиции типа «хорошо, ты пробыл два срока, а теперь уходи. У нас только одна традиция: до конца цепляться за власть и уходить ногами вперед» (то есть, в гробу). В 2014 году Вячеслав Володин, ныне являющийся спикером российского парламента, заявил: «Есть Путин — есть Россия. Нет Путина — нет России». Путин олицетворяет все институты государственной власти: суды, армию, силы безопасности, парламент и даже оппозиционные партии и экономику. А поскольку экономический пирог становится все меньше, элита начинает пожирать друг друга в борьбе за оставшиеся ресурсы. Сегодня самые известные российские тюрьмы заполнены бывшими высокопоставленными государственными служащими. Среди них бесчисленное множество чиновников, как минимум четыре губернатора и много мэров. Под домашним арестом сидит один министр. Все это люди, проигравшие в жестокой борьбе. А побеждают в ней обычно те, кто вращается по орбите ближе всего к угасающий звезде по имени Путин.
Это парадокс, но Путин сам заложил фундамент того хаотичного краха, которого он на всем протяжении своей политической карьеры пытался избежать. Это тот крах, который привел его к власти. Он стал заложником построенной им системы. «Отсутствие альтернатив тревожит всех, в том числе, Путина», — сказал Андраник Мигранян. По его словам, в 2012 году Путин сказал ему: «Я часто прибегаю к ручному управлению. Я бы с радостью ушел, если бы был уверен, что сделал достаточно для создания институтов, которые будут работать независимо от следующего руководителя».
Но конечно, чем дольше Путин будет дергать рычаг переключения передач, тем хуже эти передачи будут переключаться автоматически, без сильной руки, которая ставит их на место. «В этом заключается дилемма диктатора, — говорит один опытный эксперт по России из Вашингтона, — Уйти ты не можешь, поскольку это повысит риски, но и проводить реформы ты тоже не можешь, поскольку это создаст трещины в системе и приведет к твоему падению».
Путин давно уже тянет время, и в целом это приносит свой результат. Он по-прежнему популярен, по-прежнему в хорошей форме, о чем нам напоминают его демонстрации голого торса и собственной мужественности. Но с каждым днем дорога до финиша становится все короче, и когда-то она закончится. Все в Москве знают, что этот день приближается, но никто не знает, что произойдет на следующий день.
«Если он в 2024 году неожиданно уйдет, мы осиротеем, — говорит олигарх Константин Малофеев, против которого Запад ввел санкции за поддержку пророссийских повстанцев в Украине. (Сам Малофеев это отрицает.) Он считает, что Путин избран Богом для руководства Россией. Малофеев опасается, что у следующего руководителя не будет такого же чувства долга. «Следующий человек будет хуже», — говорит он.
Комментарии
Только у преемника есть реальная возможность кардинальной перемены
Демократия несменяемости диктат автократии
Порождает либо революцию,либо свержение
Ничего хорошего диктатор как для себя так и для страны сделать не может
Именно окружение самого диктатора и диктует ему схему пути в тупик
Народ РФ туп , как пробка .
Поддерживая Путина , надевает хомут себе на шею . Видимо ещё не настал тот момент , когда он начнёт задыхаться и выть , под бременем налогов и ростом цен .
И тут 6 лет впереди.