Борис Акунин О ЖИЗНИ И СМЕРТИ ВЕСЁЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Будет полдень, суматохою пропахший,
звон трамваев и людской водоворот,
но прислушайся - услышишь,
как веселый барабанщик
с барабаном вдоль по улице идет !
Впервые я наткнулся на это имя, читая воспоминания Сергея Волконского (бывшего директора императорских театров) о революционных годах:
«Один случай мне рассказывали. Был в Москве приговорён к расстрелу некто Виленкин. В то время расстреливали в Петровском парке. Когда его поставили, тот, кто командовал расстрелом, вдруг узнаёт в нём своего бывшего товарища. Он подходит к нему проститься и говорит:
— Уж ты, Саша, извини их, если они не сразу тебя убьют: они сегодня в первый раз расстреливают.
— Ну, прости и ты меня, если я не сразу упаду: меня тоже сегодня в первый раз расстреливают...»
Дорогого стоит, когда человек не теряет юмора перед расстрельным взводом, подумал я тогда и наверняка забыл бы не слишком приметную фамилию, если бы по случайности вскоре не наткнулся на нее опять в мемуарах гусара Владимира Литтауэра. Тот влюбленно пишет о солдате своего полка Виленкине, «романтике и поэте», который сочинял веселые стихи и отличался невероятной храбростью — получил семь из восьми возможных наград, причем от восьмой несколько раз отказывался, чтобы не слишком выделяться.
Литтауэр, сам бравый офицер, с восхищением рассказывает, как весельчак, получив рану, начал немедленно сочинять стишок про это героическое событие, или как под ураганным огнем, когда все ждали смерти, Виленкин предложил полковнику шоколадку и был послан к черту.
Тут я заинтересовался этим шутником всерьез. Оказалось, что человек он довольно известный: его поминают Роман Гуль, Ходасевич, Солженицын — и все самым приязненным образом. (В «Википедии», кто заинтересуется, есть отсылки на две хорошие и подробные биографические статьи).
Знакомьтесь: нестандартный гусар Александр Абрамович Виленкин,
Нижний чин гусарского полка.
Почему нестандартный — понятно, да? Еврей, и вдруг гусар. Чуднó.
С чего вдруг иудея, студента-белоподкладочника, сына купца первой гильдии, понесло в кавалеристы, совершенно непонятно. Семья была богатая, интеллигентная.
Александр закончил с медалью (по тем временам большая редкость для еврея) знаменитую Царскосельскую гимназию, классным наставником у него был замечательный поэт Иннокентий Анненский.
А потом, уйдя из Петербургского университета, зачем-то поступил вольноопределяющимся в Сумской гусарский полк.
Вначале не знал, с какой стороны к лошади подходят, но потом освоил все кавалерийские премудрости и стал любимцем полка. Ставил смешные спектакли, однополчане распевали сочиненные им песенки. Офицерского звания не выслужил — для этого требовалось сначала креститься.
Виленкин не был религиозен, но менять вероисповедание не пожелал.
Всякий человек русского воспитания, но еврейской крови оказывался тогда перед серьезным искушением: прими христианство, и все двери перед тобой откроются. НоЧСД.. - чувство собственного достоинства - мешало пойти на сделку с совестью. Если уверовал — тогда да, а просто так, на холодную голову, стыдно. Старший брат Александра, Григорий, крупный дипломат, повел себя точно так же: редкий случай, когда чиновник получил генеральский чин, дававший права потомственного дворянства, но дворянином так и не стал по причине «неправильной» веры.
Отслужив в кавалерии, Александр окончил юридический факультет и стал адвокатом. Участвовал во многих политических процессах, считался блестящим судебным оратором. Правда, репутации серьезного юриста несколько мешали слишком живой нрав и чрезмерное увлечение модой — Виленкин слыл первым московским щеголем.
Война застала его в столице дендизма, Лондоне, где Александр вполне мог бы спокойно досидеть до конца войны, но уже через три недели он на фронте, в прежнем полку, связь с которым не терял все минувшие годы. Несколько раз был ранен, заслужил полный «георгиевский бант», но так и оставался унтер-офицером. Лишь после Февральской революции, отменившей дискриминацию, Виленкин получил первую звездочку, а к осени штаб-ротмистр Виленкин, теперь с офицерским «Георгием», имел уже четыре.
Боевые награды, отсутствие какого бы то ни было заискивания перед толпой, а главное — ораторское остроумие сделали Виленкина очень популярным среди солдат. Его выбрали председателем армейского солдатского комитета (то есть на должность, стоявшую вровень с командармом).
И это при том, что Виленкин был членом непопулярной на фронте кадетской партии и вообще сторонником строгой дисциплины.
После развала фронта Александр стал одним из руководителей «Союза евреев-воинов», объединявшего евреев-ветеранов. Большевики объявили, что Россия выходит из войны, и многие члены Союза хотели уехать, чтобы сражаться дальше в рядах английской армии.
Однако Виленкина больше волновала судьба России. Он вступил в подпольный «Союз защиты Родины и Свободы», где возглавил кавалерийский центр. В мае 1918 года, после доноса, чекисты арестовали офицеров, входивших в эту организацию. Виленкина взяли не сразу, он мог бежать, но задержался, чтобы уничтожить документы, которые могли бы выдать товарищей, и упустил время.
Сидел он в Таганской тюрьме, где сильно облегчал жизнь товарищам по несчастью: обучал их английскому, помогал выстраивать линию защиты, устраивал шахматные турниры, выпускал юмористическую газету и даже затеял какое-то кабаре.
Большевики долго не решались его расстрелять — многие из них помнили, как при старом режиме он защищал их в суде. Сам Дзержинский распорядился Виленкина не трогать — но и не выпускать.
- Вот с таких сук - типа "самого Дзержинского!" - и начиналась власть "партии нового типа..", по сути - власть ЧК.. которая и по сё длится.. - Л.А.
На следствии участники заговора вели себя по-разному. Многие выдавали сообщников.
Виленкин не назвал ни одного имени.
Как-то раз ему объявили, что смертный приговор вынесен и завтра будет приведен в исполнение. Он написал прощальное стихотворение:
От пуль не прятался в кустах.
Не смерть, но трусость презирая,
Я жил с улыбкой на устах
И улыбался, умирая.
Виленкина поставили перед ямой, дали залп в воздух — оказывается, это была попытка побудить его к даче показаний. Не сработало. (Значит, в Петровском парке его все-таки расстреливали не в первый раз, опыт уже имелся..)
- То есть, шутил он.. ни на секунду не теряя духа. - Л.А.
Чекистские цирлихи-манирлихи со следствием и прочими юридическими формальностями закончились, когда был объявлен «красный террор». Тут уж не помог и запрет Дзержинского.
5 сентября 1918 года, в первый же день массовых казней, Виленкина увезли расстреливать, теперь уже по-настоящему.
Как он вел себя перед смертью, мы знаем. Это была не бравада, а всё то же ЧСД (чувство собственного достоинства).
В прощальном письме сестрам Александр шутить не пытается: «Тяжело умирать, когда вся жизнь не прожита, когда многое еще впереди и три года войны остались позади — но я не боюсь смерти и буду спать так же спокойно, как и каждую ночь... Моя совесть чиста, поскольку я никогда не совершал бесчестных поступков и, смотря в лицо смерти, не поддался соблазну купить себе жизнь за счет других».
Те, кто читал мой роман «Аристономия», знают, что у меня большие проблемы с выбором моей стороны на Гражданской войне. Обе стороны мои — и не мои. И красные, и белые вызывают у меня сложное чувство, в котором восхищение смешивается с отвращением, и всех жалко. Поэтому история, которую я вам рассказал, не про героического борца с большевистской чумой. Это история про редкую и драгоценную вещь — легкое, ненатужное мужество.
Таких людей очень мало, они почти всегда гибнут молодыми. Без них жить на свете было бы тошнее и страшнее.
..А где же я слышал эту фамилию..
Да вот же !
Википедия:
- Наум Яковлевич Виленкин — советский математик, популяризатор математики. Автор известных школьных учебников по математике для 5 и 6 классов,
которые служат уже более сорока лет.
Первые учебники были изданы в сентябре 1970 года.
Родился: 30 октября 1920 г., Москва, Россия
Умер: 19 октября 1991 г., Москва, Россия
Образование: Московский государственный университет
Глубже на поколение смотрим..
Яков родился 27 апреля 1869 года в богатой семье царскосельского купца 1-ой гильдии Абрама Марковича Виленкина (1840—1924) — представителя древней еврейской фамилии.1 Абрам Маркович торговал лесом в Царском Селе.
Кроме среднего Якова, в семье еще был старший брат Григорий, младший Александр, и сёстры.
..Вот так.. Никто по земле не проходит бесследно..
Человек, по книжке которого мы все учились математике в шестом классе - сын брата Александра, про жизнь и смерть которого написал Акунин.. и вы только что прочли выше. - Л.А.
Комментарии
Мир праху !
Совесть - забытое понятие у многих власть предержащих в современной России. А ЧСД нет ни у кого - ни у населения, ни у власти.
Я тоже имею, некоторым образом, московские корни, и провинциальная атмосфера случается, что давит на мозги, - но приходится мириться.
А в беседах со столичными жителями, зачастую становится очевидным, что многие из них засиделись на кухнях советского образца, за чайком, со всякими ветхозаветными макаревичами.
Отсюда и старческое брюзжание, характерное больше для времён глубокого застоя.
Что же касается России, то сегодня интересы власти почти полностью совпадают с интересами населения. Что бы кто ни говорил.
Вот от этого сейчас и сложно вбить клин, как это удавалось делать раньше некоторым нашим заклятым друзьям.
Вот и переживают заинтересованные в этом лица, а также профессиональные и потомственные диссиденты.
И у кого, после этого, больше совести и чувства собственного достоинства?
Не сомневаюсь ни на йоту в этом твоём утверждении. Но дело в том, что для очень многих граждан, живущих за границей России, при том не обязательно бывших соотечественников, это не является решающим аргументом для оправдания действий российских властей. Не говоря уже об исторических примерах всенародной поддержки своих правителей, но, тем не менее, приведшей к краху власти, даже гибели государств, и принесшей огромную беду для избравших эту власть, люди за последние одно-двухпоколенческие смены видели режимы, кажущиеся со стороны едиными со своим народом, но при неких переменах в мире оказались не такими уж устойчивыми. Я не провожу никаких аналогий, не пытаюсь обобщать, а высказываю мнение очень и очень многих рядовых людей, рассуждающих абсолютно с бытовых позиций, не углубляющихся в политические тонкости. Дело ещё и в том, что граждане маленьких государств имеют другую ментальность, нежели жители РФ, США, Великобритании и прочих гигантов. Несмотря на недовольство из-за различий во взглядах на международную политику между Израилем и этими ми...
Странно, что многие связывают какие-то определённые повадки целой страны, с одним единственным человеком.
На самом деле, с личностью можно увязать только определённую историческую эпоху, но и то - уже постфактум.
Деятельность любой державы - это есть плод коллективного (зачастую спонтанного) творчества. Во многом противоречивого и хаотичного.
Конечно, перед лицом соседей, самые продвинутые уже научились делать видимость тотального у себя контроля и управляемости. Иногда это получается очень убедительно.
Между тем, невзирая на общественные формации и уровень научно-технического прогресса, - любая культура останется всё той же культурой (или бескультурьем).
- Тут всё как у людей, у которых "яблоко от яблони далеко не падает".
Россию и русских уже успели "похоронить", после затяжного застоя и горбачёвской сокрушительной перестройки.
Именно внезапное и досадное воскрешение сейчас вызывает изжогу и оторопь у некоторых бывших соотечественников (и, как Вы говорите, не только у них).
Не стоит забывать и о тех, - "кто проявил всенародную поддержку своим правителям, что, тем не менее,...
"В этом плане русский тоже останется русским." А кто покушается на самобытность русского? В том-то и дело, что ошибочность представления об иностранцах, день и ночь мечтающих о переделке твоих соотечественников, является мифом, придуманным внутри России. Ну и р...
Если же Вы имеете в виду сегодняшнее положение вещей, то никто никому дифирамбы петь и не собирается. Кроме, конечно, дежурных дружеских подбадриваний, традиционных для нашей ментальности.
Безусловно, - везде есть резвые лизоблюды, но сегодня они особой погоды не делают.
Никакого нештатного перелома больше не будет. Устали.
А цыплят, обычно, всегда по осени считают.
Другое дело, что у одних эта "осень" наступает каждые четыре года, и они убеждают окружающих, что это единственно верная традиция, а вот в России (в связи с её огромными размерами), время итогов, для текущей эпохи, очевидно ещё не наступило.
Ни в коем случае не думаю, что кто-то покушается сегодня именно на русскую самобытность. Речь идёт о вообще чудовищных жерновах крупных современных империй, между которыми системно перемалываются не способные к сопротивлению мелкие культуры.
Повсеместный английский лепет тому самый яркий пример.
По поводу фашизма. - То-то и вся беда, что он в своём первоначальном виде забыт напрочь и проклят во веки веков. Но остались люди (вернее сказать, злопамятные потомки, которые ещё страшнее своих пращуров).
И они больш...
"Повсеместный английский лепет тому самый яркий пример." Уж слишком завуалированный посыл - я не понял. Да и какие именно мелкие культуры, переламываемые жерновами империй, Вы имеете в виду тоже не совсем ясно.
"По поводу фашизма". В принципе, дело не в названии идеологий и вызываемых ими ассоциациях, а в действиях людей, воплощающих изложенное теоретиками всяческих
"-измов" в реальную жизнь. Генетика тут не совсем к месту, так как с таким же успехом все современные российские претензии к своим соседям можно тоже отнести к генетической имперской наследстве...