Приличные люди держат слово
На модерации
Отложенный
Журналист Игорь Мальцев — о том, как предвыборная кампания Павла Грудинина фактически похоронила коммунистов.
Говорила мама: не садись играть с шулерами. Но что можно сказать про мужчину, который под камеры забивается на спор — если он не наберёт на выборах президента России больше 15% голосов, то сбреет усы. И, конечно же, нарушает условия спора. Потому что и процентов не больше пятнадцати, и выполнять договор он тоже, оказывается, не собирался. Это повсеместное обсуждение анекдотической, но весьма стандартной для нынешнего кандидата от КПРФ (моё слово — сам дал, сам забрал обратно) ситуации весьма показательно.
Потому что у Грудинина — буквально всё так. Сохранив экзотического кандидата со всеми его финансовыми странностями для голосования, российский ЦИК отозвался на запрос левой аудитории, а также латентных сталинистов. Это называется "заодно и соцопрос провели". Теперь на самом деле понятен расклад в обществе — кто всё-таки хочет, чтобы и одну ракету в космос, и парочку по нефтяным полям Саудовской Аравии — спонсора международного терроризма, — а кому портретик усатого упыря в красном углу и веерные рассылки в Магадан.
А ещё показателен кейс Грудинина в том, что это сигнал всем желающим: готовьтесь, что ваше грязное бельё вытрясут и повесят посреди двора. Обман дольщиков, кидалово невинных трудящихся, обведение вокруг пальцев партнёра, сомнительные сделки, теневые деньги, моральное разложение. От чего есть один рецепт — почаще ходить в прачечную или самому ручками чистоту поддерживать и не разводить эту самую грязь. А полы мыть пробовали?
С этой элементарной гигиенической задачей кандидат от КПРФ не справился. И публика ржёт над его несбритыми усами только затем, чтобы не задумываться над теми жуткими вещами, которые товарищ Грудинин сделал за небольшой, но весьма деструктивный период своего кандидатства. А поговорить есть о чем.
Сначала о положительном. Аватар Зюганова вернул коммунистов России в политическую повестку. Начал отъедать протестный электорат у ЛДПР и лично у Владимира Вольфовича. Явно ознаменовал поколенческие перемены внутри этого самого электората. Вот когда люди, например, в русских посольствах за границей дают неплохие проценты Жириновскому — это же понятно, что за него голосуют давно уехавшие. Люди, мягко говоря, в возрасте. Но при этом вся западная пресса делает упор на то, что Жириновский "националист" и даже "ультранационалист" — о чём мы, кстати, в России как-то совсем забыли и воспринимаем это скорее как одесский анекдот, а европейцы реально парятся по этому поводу. Для них украинский националист — это бедняжка, которому надо помочь срочно боеприпасами, а русский националист — это ужас и кошмар.
Но из Жириновского националист, как из стриптизерши — монашка. И тем не менее то, что квазикоммунист Грудинин перебивает ему всю клубнику, — уже хорошо.
Вот видите? У нас национализм не так популярен! Но дальше начинается красота: ну не нравится вам "националист" Жириновский, у нас тут ещё и сталинисты есть — соскучились? Российская власть изящно подталкивает правой ножкой мячик к воротам — хотели знать, кто, если не Путин? Так вот — тут таких желающих хоть и не больше 15 процентов, но они живы и активны. И у них даже усы такие, какие надо согласно каноническому образу. На этом положительный эффект Грудинина заканчивается. Начинаются суровые казарменные будни.
Можно заходиться от восторга от того, что кандидат-попрыгунчик, этакий Jumping Jack, внезапно получил столько голосов, сколько никто не ожидал, а можно вспомнить, что, вообще-то, он по сравнению с самим папашей Зюгановым тому проигрывает. Он даже Харитонову проигрывает в исторической перспективе. Как будто кто-то сейчас помнит, кто такой этот Харитонов. А ведь был такой красный кандидат. Человек, бессмысленней которого в русской политике был только некий Рыбкин, марионетка Березовского.
Но самая крупная катастрофа ожидает саму партию, которая приютила кукушонка. Он по ней проехался танком. Внутрипартийная клика Зюганова навязала Грудинина партии как перспективного политика. По ходу дела выяснилось, что кандидат с реальной коммунистической идеей не имеет ничего общего, кроме шильдика КПРФ на столе. И максимум, что он усвоил из краеугольной мысли коммунистического движения "отнять и поделить", — только первую половину и без того стрёмного лозунга — то есть "отнять". И всё. Как минимум половине партийцев кандидат активнейшим образом не нравится, и это создаёт угрозу раскола в левом движении и непосредственно в КПРФ. Старый лев Геннадий Андреевич уже не в состоянии удержать внутреннюю фронду — хочется спокойной и сытой старости и чтобы гиены не грызли за хвост.
А появление Грудинина способно радикализовать латентных сталинистов внутри партии, и это с точки зрения имиджа парламентской оппозиции совсем дурно. Остаётся слабая надежда на личную бездарность бывшего кандидата — на его страх перед аудиторией, лживость, неумение держать удар, трусость. Одно то, что он слился с дебатов, выставив вместо себя умелого бойца идеологического фронта Максима Шевченко. Но мы же не Шевченко выбираем, а совсем другого человека.
Но он неспособен к политике. В этом нет ничего страшного. Кто-то неспособен одолеть ни таблицу умножения, ни стереометрию. Кто-то не может нарисовать шар, у кого-то вообще дислексия или дисграфия. Просто не надо из дисграфии делать арт-проект и требовать Нобелевской премии по литературе. Разбирайтесь со своими проблемами в тиши кабинетов, на кушетке писхотерапевта-дефектолога. Необязательно всё это выносить на люди.
А ещё — приличные люди всё-таки держат слово. Даже в таких глупых мелочах, как спор "на усы".
Комментарии