Пинхос Фридберг: К столетию Абы Ковнера

Аба Ковнер
«Ломир нит гейн ви шоф цу дэр шхитэ!»
(идиш: Мы не должны идти как овцы на заклание!)
Аба Ковнер, «Уфруф» («Воззвание/Призыв»)
Ночь с 1941-го на 1942-ой год,
«Вилнэ ин гето» (Вильнюс, гетто)
Впервые про Абу Ковнера я услышал еще ребенком, году, кажется, в 46-ом, когда отец принес домой книжку Аврома Суцкевера «Вилнэр гето» (Виленское гетто).
Сегодня Абе — личности легендарной, одному из руководителей подполья «Вилнэр гето», партизану, израильскому поэту и прозаику, лауреату Государственной премии Израиля за 1970 год — исполнилось бы 100 лет.
О жизни Абы написаны монографии, сотни статей и очерков, историю его жизни изучают израильские школьники. Однако его имени нет в литовской ВИКИ. Равно, как и имен других известных еврейских партизан: Ицика Витенберга — первого командира ФПО (Фарейниктер Партизанэр Организацие — Объединённая Партизанская Организация) Вильнюсского гетто, Сони Мадэйскер, командиров партизанских отрядов Шмуэля Каплинского, Якова Правера, Арона Ароновича, Бэрла Шершеневского, жены Абы — Витке Кемпнер, жены Каплинского — Хиены Боровской, Хаима Зайдельсона и его жены Рохл Марголис, Хаси Шпанерфлиг… Да, разве всех перечислишь.
Совсем недавно установлено, что Аба Ковнер родился не в Севастополе, как написано на его надгробье и как еще недавно утверждалось во всех энциклопедиях, а «ин а идишэр штэтл Ошмэнэ» (в еврейском местечке Ошмяны, ныне Белоруссия). Тайну появления Севастополя в его жизни историкам еще предстоит раскрыть.
Я вынес в эпиграф четыре слова, которыми начинается «Воззвание/Призыв» к молодежи «Вилнэр гето». Текст написан и прочитан публично Абой Ковнером в новогоднюю ночь с 1941-го на 1942-ой год. Одного этого факта достаточно, чтобы его имя навеки осталось в Истории еврейского народа.
В своем «Воззвании/Призыве» Аба сформулировал два главных тезиса:
- Гитлер придумал систему уничтожения всех евреев Европы.
- Сопротивление до последнего вздоха!
Вот полный текст этого «Воззвания/Призыва» в моем подстрочном переводе.* Вдумайся, читатель, что писал тогда 23-летний еврейский паренек:
Мы не должны идти как овцы на заклание!
Еврейская молодёжь, не верь вводящим тебя в заблуждение. Из восьмидесяти тысяч евреев Иерушалаим дэ-Лита [Вильнюса — прим. авт.] остались только двадцать тысяч. У нас на глазах вырвали родителей, братьев и сестер. Куда подевались сотни мужчин, схваченных на работу городской полицией? Куда подевались голые женщины и дети, вывезенные кошмарной ночью в результате провокации? Куда подевались евреи, схваченные городской полицией в Йомкипер [идиш — Судный день, прим. авт.]? А куда подевались наши братья из второго гетто? Кого вывезли из гетто, тот больше не вернется, потому что все дороги из гестапо ведут в Понар [Паняряй]. А Понар — это смерть!
Сорвите иллюзии с отчаяния: ваших детей, жен и мужей уже нет! Понар — не лагерь, их всех расстреляли. Гитлер придумал систему уничтожения всех евреев Европы. Нам выпало быть первыми в этой очереди.
Мы не должны идти как овцы на заклание! Правда, мы слабы и лишены помощи. Но единственный достойный ответ врагу — сопротивление.
Братья! Лучше пасть свободными воинами, чем жить, ожидая милости убийц. Сопротивление до последнего вздоха!
После ареста Ицика Витенберга 15-го июля 1943-го года Аба возглавил подполье «Вилнэр гетто».
Перед своей гибелью Витенберг передал Абе личный пистолет и назначил его руководителем организации. Поразительно, что такому молодому человеку удалось объединить вокруг себя существовавшие в гетто разные политические движения — от коммунистов до сионистов. Такого единства в еврейском антифашистском движении не было нигде, даже в Варшавском гетто, где боевые отряды разных партий во время восстания не координировали свои действия.
Столетие такого Человека мы отмечаем сегодня.
___
*) В ближайшее время я планирую записать «Воззвание/Призыв» на идиш и поместить звуковой файл в ютюбе (вместе транслитерацией текста кириллицей).
Комментарии
"В моем окружении тоже было много людей, которые собирались бежать.
Но в город стали возвращаться люди, которые бежали только вчера, и убеждать других не бежать, потому что немцы идут быстрее беженцев.
Они пока еще не возле Вильнюса, но уже у Минска: беженцы оказываются меж двух огней.
Город полнится слухами.
Рассказывают, что беженцев убивают.
Не военные действия, а литовские и украинские партизаны, совершающие диверсии против уходящей Красной армии и против евреев в первую очередь.
Литовцы при этом были в форме Литовской Республики. Они переодевались — и советским же оружием убивали.
Так что люди возвращались домой. Пускай с немцами, но дома."