Почему пошлины Трампа выгодны Путину

Вся избирательная кампания Дональда Трампа была построена на месседже «Сделаем Америку снова великой», что подразумевало наличие не только серьезных проблем, но и соответствующих решений. Одним из них должна была стать «великая торговая война», которую Трамп готов развязать со дня на день, чтобы оживить производственный сектор страны.

Однако протекционизм и оптимизм президента наталкивается на суровую реальность постиндустриальной Америки. Например, как с грустью констатирует тот же Блумберг, «тарифы Трампа — это подарок для России и ОПЕК, а не для американского сланца».

После такого заголовка может возникнуть подозрение, что вроде бы серьезное издание занимается продвижением очередной конспирологической теории, что президент США — это агент Путина. На практике все прозаичнее и грустнее. Оказывается, американская металлургия деградировала до такого состояния, в котором она уже не может производить трубы сверхвысокого качества, необходимые для добычи сланцевой нефти.

И это приводит к парадоксальной ситуации: если заградительные тарифы на иностранные трубы будут введены, то единственным экономическим эффектом станет понижение конкурентоспособности американских сланцевых компаний, а если — по любым причинам — импорт высококачественных труб в США вообще прекратится, то в полный рост встанет вопрос о том, что новые сланцевые месторождения невозможно адекватно обслуживать.

По мере того как амбициозные протекционистские планы Трампа будут расширяться, а для этого есть все предпосылки, его администрация будет снова и снова сталкиваться с системными проблемами и серьезными структурными ограничениями, многие из которых просто невозможно решить с помощью «заливки деньгами», поскольку они лежат в управленческой, коррупционной или даже культурной плоскости.