Пётр Авен, Валентин Юмашев, Алексей Венедиктов о лихих 90-х и их символе - Борисе Березовском
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/EK4K-OrZERk
2 февраля 2018 12:30
2 февраля в Ельцин Центре в Екатеринбурге прошла публичная дискуссия «Время Березовского»: откровенные признания или уход от важных вопросов?». Она была посвящена недавно вышедшей и нашумевшей книге Петра Авена, посвященной Борису Березовскому.
В екатеринбургском Ельцин Центре состоялась дискуссия о нашумевшей книге Петра Авена «Время Березовского». В ней приняли участие сам автор (совладелец группы «Альфа»), бывший глава администрации президента РФ Валентин Юмашев (один из множества интервьюируемых в книге), журналист Алексей Венедиктов и литературный критик Анна Наринская. Модератором выступила заместитель директора Ельцин Центра, журналист Людмила Телень.
Книга — сборник интервью с разными людьми, знавшими Березовского в те или иные годы жизни олигарха. О бизнесмене рассказывают его коллеги по Институту проблем управления АН СССР, первые деловые партнеры, журналисты, политики, друзья и враги. Книга получилась не только и не столько о Березовском, сколько об эпохе, о духе времени — и о том поколении, что в 1990-е пришло к руководству страной. И автор, и его собеседники — очевидцы и участники многих судьбоносных для страны событий, поэтому их беседы — не просто «экспертные оценки», а живые свидетельства. Многие из них звучат впервые.
Уровень спикеров сделал интересной и сегодняшнюю дискуссию о книге. Главную претензию обозначил Алексей Венедиктов: по его мнению, многие собеседники Авена в книге «интеллигентно говоря, лукавили», а сам он не нашел в себе смелости возражать им. В частности, считает главред «Эха Москвы», «лукавили» и Валентин Юмашев, и Анатолий Чубайс, и Александр Волошин. Они, как считает Венедиктов, приуменьшили роль Березовского в некоторых важных событиях — например, в конфликте членов предвыборного штаба Ельцина и силовиков (т. н. «дело о коробке из-под ксерокса»).
Одним из слушателей стал экс-губернатор Свердловской области Эдуард Россель
«Это книга — не нон-фикшн, даже не фикшн, это фэнтези», — объявил Венедиктов. Он также обвинил Авена в том, что тот в книге почти не рассказал о трех ключевых (как считает Венедиктов) эпизодах в биографии Березовского. Первый — это совещание Березовского, Ходорковского и Гусинского в Давосе в 1996 году, когда олигархи приняли решение приложить все усилия для победы Ельцина над Зюгановым. Второй — это Хасавюртские соглашения (при этом Венедиктов сказал, что Владимир Путин по сей день пользуется в Чечне духом этих соглашений). Третий — роль Бориса Березовского в думской кампании 1999 года, когда он создавал партию «Единство».
Татьяна Юмашева
Венедиктов также сказал, что книга «унизительна для Березовского» и никогда бы не вышла в свет, если бы олигарх был до сих пор жив, так как он поднял бы трубку и устыдил ее авторов. Как считает журналист, Березовский получился у Авена кем-то вроде мелкого беса: он всюду проиграл, везде оказался неправ, его попытки вмешиваться в политику выглядят скорее анекдотично. «Он бес, но не мелкий», — выразил свое мнение о Березовском Венедиктов, уточнив, что олигарх трижды пытался закрыть «Эхо Москвы», поэтому в симпатиях к Борису Абрамовичу журналиста заподозрить нельзя. В конце концов он назвал книгу «ядовитой и вредной», так как она закладывает ложное понимание 90-х годов, и призвал всех как можно скорее ее прочитать, чтобы составить собственное мнение.
Петр Авен пояснял, что его книга — это сборник личных воспоминаний, каждое из которых субъективно, но все вместе они составляют мозаику, в которой складывается правда. Он попросил не считать его книгу исторической и судить ее «по законам жанра». Авен заверил, что не чувствовал лукавства в своих героях: если они и ошибались, то искренне. По мнению автора, который и сам хорошо знал Березовского, ему книга бы как раз понравилась: «Он легко относился к оценке своих моральных качеств.
Он считал, что все можно — и ему, и другим».
Анна Наринская
Авен рассказал о том, что несколько персонажей отказались от интервью для его книги. Это Владимир Гусинский (уговорить которого Авену безуспешно помогал тот же Венедиктов), Михаил Ходорковский, Константин Эрнст, бывший директор «ЛогоВАЗа» Самат Жабоев и Роман Абрамович. Последний встретился с Авеном и говорил о Березовском около трех часов, но от записи интервью все же отказался. Не стали участвовать в создании книги и члены первой семьи Бориса Березовского.
Петр Авен
Авен рассказал, что думает выпустить второе издание книги (первые 20 000 экземпляров уже разошлись), куда войдут дополнительные материалы, например рассказы Самата Жабоева, который все же согласился на беседу уже после выхода книги. Авен пересказал две истории, рассказанные Жабоевым. Одна — о том, как после голосования по избранию Березовского член-корреспондентом РАН все голосовавшие за него получили в подарок по автомобилю «Фиат». Другая — о плане Березовского, математика про профессии, по получению Нобелевской премии: оказывается, он не только составил подробный план коррумпирования Нобелевского комитета, но и отложил на это деньги, всерьез намереваясь стать лауреатом. Однако это был один из множества замыслов Березовского, которому не суждено было осуществиться.
Алексей Венедиктов
Венедиктов рассказал собственные истории, связанные с Березовским, например как тот, уже будучи в изгнании, намеренно явился в парижский отель «Бристоль», где в то время находилась российская делегация, приехавшая вместе с Владимиром Путиным. Все готовились к официальному приему и были во фраках; Березовский вышел из лифта в джинсах и куртке, радушно ринулся здороваться — и члены делегации бросились от него врассыпную. «Было похоже, как пингвины разбегаются», — рассказывал Венедиктов под смех зала. Единственным, не успевшим уклониться от объятий олигарха, стал министр культуры Михаил Швыдкой. Может быть, поэтому он потом и потерял свой пост, полушутя добавил журналист.
Валентин Юмашев
Байками разговор не ограничился. Важной частью беседы стали рассуждения спикеров о 90-х годах. Экс-глава администрации президента и зять Ельцина Валентин Юмашев, который редко выступает публично, сказал, что он не испытывает никакой неловкости или стыда за 90-е годы: по его словам, и он, и многие его коллеги старались делать лучшее для страны. «Абсолютно искренние люди, которые пахали на страну, — описал он свою команду. — И мы реально это сделали. Сравните, какой была страна в 1991 году и какой стала в 2000-м». Юмашев сказал, что Путин получил от Ельцина страну не разваленной, как сегодня многие считают, а готовой к развитию — с работающими институтами, сформированными системами.
Другой важный вопрос — о взаимодействии бизнеса и власти. Петр Авен, отвечая на вопрос о том, может ли бизнес вновь проявить политическую субъектность, как это было в 1990-е годы, ответил, что, по его мнению, такое пошло бы во вред стране: предприниматели не должны заниматься политикой, а деньги не могут быть фактором влияния на власть. Но и доминирование власти над бизнесом недопустимо, сказал он.
Подытоживая двухчасовой разговор, Венедиктов заявил: «Самое важное в этой книге — то, что она стала информационным поводом, подтолкнула к разговору о Борисе, об этом времени. Книга ставит вопросы, а ответы мы и сами придумаем». Помимо книги, публику скоро ждет и фильм «Березовский — это кто?», авторами которого стали Петр Авен и Андрей Лошак. Его фрагменты показали зрителям перед началом сегодняшней дискуссии.
Комментарии
Но по-любому, эта книга Авена станет одной из основных книг, свидетельствующей о том, что происходило за кулисами 90-х и начала 2000-х годов. И огромное спасибо Авену и тем, кто помог ему создать эту книгу !