Не получилось: зависимость России от импорта выросла до 93%

На модерации Отложенный

Политика импортозамещения в российской промышленности, провозглашенная после резкого ухудшения отношений с Западом в 2014 году, находится на грани провала, свидетельствуют данные февральского «Мониторинга экономической ситуации в России» РАНХиГС.

Там, напомним, также говорилось, что ВВП России пока не способен расти быстрее 1,5-2% в год — тормозом уже не первый год служат по меньшей мере пять факторов.

Доля российских предприятий, не готовых отказаться от закупок за рубежом технологий и сырья, за время санкционной войны не только не снизилась, но даже выросла. Хуже всего обстоят дела с оборудованием, показала серия опросов, которую РАНХиГС проводила в течение последних трех лет.

Если в 2015 году 30% предприятий выражали готовность сократить или полностью свернуть закупки за рубежом машин, станков и технологических решений, то к 2017 году таких осталось лишь 7%.

Что касается закупки сырья, то три года назад о попытке перейти на отечественные аналоги говорили 22% опрошенных руководителей, а в прошлом году их доля сократилась до 8%. Таким образом, зависимость промышленности от импорта выросла до 92-93%, подчеркивают аналитики.

 

Основным препятствием для отказа от зарубежных закупок было и до сих пор остается отсутствие российских аналогов любого качества.

Кроме того, если в 2015 году 62% российских предприятий признали невозможность прекратить закупки за рубежом из-за того, что в России в принципе не производится нужная им продукция, то в 2017 году их доля выросла до 69%.

Отмечается, что даже на пике обвала нефти и рубля в 2015-2016 годах масштабы планируемого производителями импортозамещения всегда и по всем категориям закупок (и по оборудованию, и по сырью) уступали масштабам планируемого ими же «импортосохранения» — промышленность предпочитала (или была вынуждена) сохранять прежнюю долю импорта.

По данным Федеральной таможенной службы, за январь — ноябрь 2017 года закупки за рубежом машин и оборудования подскочили на 28%, а их доля в общем объеме импорта из стран дальнего зарубежья достигла 51%.