Набережные Челны - бесконечные панельные казармы

«Сразу скажу: я бесконечно очарован Набережными Челнами. Считаю тех, кто не понимает прелесть этого города, просто дремучими занудами. И не спешите кидать меня под КАМАЗ, сейчас я обосную свою позицию.
Набережные Челны уникальны как раз тем, что это пример идеального города, каким его представляли проектировщики в 70-е годы. А 70-е – далеко не лучший период в градостроительстве и архитектуре.
Советские проектировщики в чистом поле создали панельный рай! Я недаром назвал этот пост «Город – спальный микрорайон».

Первый шок гость Челнов испытывает от осознания того, что в городе нет центра! Вообще. Ты ходишь среди бесконечных панелек и не понимаешь, куда надо пойти, куда уехать, чтобы оказаться в каком-то центре. Это действительно страшно. Представьте, что вы оказались запертыми в светлой комнате, обитой мягкими панелями, и из неё нет выхода. Вы в панике трогаете руками стены, пытаясь найти дверь, но её нет. Вы всё сильнее давите на стены, кидаетесь от одной стены к другой, начинаете метаться, но с каждым движением всё страшнее становится осознание безысходности. Выхода нет!
Набережные Челны – как эта самая комната. Вы подсознательно пытаетесь найти выход, но его нет! Наверное, тут ещё накладывается подсознательный страх любого москвича навсегда остаться в своем Бутово, Чертаново или Бирюлёво. Жуткая перспектива. 


Как вы наверняка знаете, Набережные Челны – моногород, а градообразующим предприятием является «КАМАЗ». Фактически это город-завод, и проектировали его как часть завода. Понять это простому человеку очень сложно. Ну вот представьте, что вы оказались в заводском цеху. Идёте вы себе по этому цеху и понимаете, что вокруг совершенно немасштабное пространство. Вот какая высота потолков комфортна для человека? 3-5 метров максимум? А в цеху у вас 25! А чтобы из одного помещения до другого дойти, надо минут 5 топать! Пока из туалета на рабочее место вернёшься, опять приспичит. Но с заводом всё понятно, его размеры хоть и чужды человеческой природе, но обусловлены производственной необходимостью. А город-то куда?! 
И вот вы оказываетесь на широченных проспектах, где от дома на одной стороне улицы до дома на другой столько места, что, кажется, там поместился бы ещё один небольшой город.

1.jpg

Бесконечные панельные казармы... На этих фотографиях хорошо видно всю ущербность подобной застройки. Вы только посмотрите, сколько пустырей! То, что люди называют простором, на самом деле просто пустыри. За этими бесконечными кусками земли, которые образуются между домами, невозможно ухаживать. Нет чётких границ двора, люди не чувствуют связи с местом, где они живут. Общее – значит ничьё. Вот это всё – ничьё. Такие территории быстро приходят в упадок. Сегодня почти ничего не изменилось. Застройку, конечно, немного уплотняют, но в целом город практически в первозданном виде.  Хотя такое количество пустырей – хороший соблазн влепить ещё несколько муравейников.

2.jpg

Это вид из окна лучшей гостиницы города. Она находится в самом центре. Я когда утром вышел, чуть не подавился круассаном. Подумал, что я напился и уехал на окраину. Но нет, я был в центре. Кстати, забавно, но в Набережных Челнах нет ни одной приличной гостиницы и ни одного нормального ресторана. На этом фото хорошо видно, как эффективно используется пространство.
Но самый кайф – это проехать по широким проспектам Набережных Челнов. Почти Дубай!  Челны – один из немногих городов России, который сделан для автомобилей. Тут, как нигде в России, без машины ты чувствуешь свою ущербность и неполноценность. Интересно, что на прекрасных многополосных шоссе практически нет разворотов. Иногда надо проехать 5 км, просто чтобы повернуть налево. Ну а что, вы же мечтали об удобном для автомобиля городе.


Передвигаться без машины очень сложно. В Челнах любое расстояние растягивается в 2-3 раза по сравнению с обычным городом.  Ты идёшь вдоль бесконечных панелек и не чувствуешь связи с городом. Тут нет витрин, нет интересных фасадов, нет ничего, что дарило бы пешеходу наслаждение во время прогулки.

Конечно, без переходов никуда ) За 30-минутную прогулку по Челнам мне пришлось 3 раза спускаться в подземный переход.

3.jpg

Однотипные советские здания в Челнах решили разбавить яркими фасадами. Это была роковая ошибка. Дело в том, что цвет в архитектуре – очень опасный приём. Он, конечно, может быть использован, но использовать его надо очень осторожно! Это как яркий макияж у женщины. Одно неловкое движение – и из коварной обольстительницы получается привокзальная шлюха. Но макияж – дело временное, его смыть можно. А вот с архитектурой так не получится. Одно неловкое движение – и всё, на многие годы мы получаем безвкусицу. Здание может быть ярким, может быть вызывающе ярким и пёстрым.

Но это в том случае, когда оно претендует на роль доминанты, яркого пятна в городе. И, опять же, когда это делает хороший архитектор, который может работать не только с формой, но и с цветом. Форма может быть без цвета, но цвет без хорошей формы существовать не может никак. Плохую архитектуру цветом не спасти. Панельные курятники, в какой цвет их не раскрашивай, всё равно останутся панельными курятниками. Примеров удачного использования цвета как главного выразительного приёма в архитектуре крайне мало. Если такое и делают, то в зданиях, с которыми вы не контактируете каждый день. Например, можно сделать ярким стадион или какое-то строение в промзоне.


Есть несколько заблуждений:
1. Цвет делает здание "веселее"
На самом деле нет. Цветное здание не становится веселее. Веселее становится качественно построенное здание. Веселее становится качественная дорога. Хорошее благоустройство тоже веселее плохого. Цвет тут ни при чём.
2. Цвет скрывает недостатки архитектуры
На самом деле нет. Почти всегда цвет архитектуру уничтожает. Он начинает конкурировать с формой, привлекает слишком много внимания. Плохую архитектуру цвет не спасает, а наоборот: привлекает больше внимания к недостаткам.
3. Цвет делает здания интереснее
На самом деле, безграмотное использование цвета делает здание "дешевле". Это правило применимо ко всему. Представьте себе ярко-жёлтый представительский автомобиль. Или яркий костюм на президенте. Опять же, исключения могут быть в любом деле, но это исключения!


У нас чаще всего цветом пытаются замаскировать бездарность.
Я бы вообще выкрасил все фасады в белый цвет и убрал всю рекламу. Чтобы Челны остались как гипсовая скульптура. Как памятник градостроительным ошибкам 70-х. К моему большому сожалению, современная архитектура непозволительно бездарна для такого города. Новые районы продолжают застраивать всё такими же панельками.

4.jpg

Есть в Челнах и историческая улица. Ну как «историческая»... Так как особой истории тут нет, то и улица соответствует.  Не пугайтесь, тут действительно считают, что это историческая улица. Здания больше напоминают придорожные трактиры и мини-отели на федеральной трассе. Всё время хочется завернуть за угол и проверить, нет ли там стоянки для дальнобойщиков.


Набережные Челны – уникальный памятник советского градостроительства. Сегодня хорошо видны все ошибки, и есть понимание, почему так нельзя строить. Город совершенно не приспособлен для слабых, бедных и больных. Если у тебя нет машины, ты будешь тут человеком второго сорта. В городе нечего делать, некуда пойти. Сейчас тут пытаются делать новые общественные пространства – я об этом напишу отдельно – но в целом ситуация, конечно, печальная. И самое жуткое – это совершенно нечеловеческий масштаб всего происходящего. Находиться в Челнах просто некомфортно. Хочется скорее нырнуть в лабиринт узких улочек, пройти вдоль витрин магазинов, мимо столиков кафе. Но тут ничего подобного нет и не предвидится. Очень странное впечатление, давно такого не испытывал.


Что делать? А ничего. Я бы обнёс город забором, запретил бы любые изменения и поддерживал бы его в первозданном виде. Получился бы отличный музей. Есть ведь практика сохранения исторических городов? А чем вам Челны не исторический город?
 


Илья Варламов