Национальная идея России

На модерации Отложенный

"Сила, наглость и хамство" – так вдул ее актер Серебряков. И, в общем, с этим непросто спорить. Это то, чем живет сегодня РФ. То, что пестуют вожди. Плевать на всех, кто смел, тот и съел, а от химеры совести я вас освобождаю.

Спорить можно только о формулировках: сила или мечта о силе, хамство или групповой эгоизм, наглость или ложь в глаза. Но суть от этого не меняется. И язык здесь нужен очень прямой – иначе не доходит. Именно так – наглость и хамство.

Реакция товарищей Серебрякова по цеху – Бортко там, Шахназарова... – ожидаема. И мнение про наглость и хамство эта реакция только иллюстрирует. Указывая еще на одну, и важнейшую составляющую национальной идеи – на глупость. На отказ от того, чтобы думать. На категорическое неприятие ума. Которое, впрочем, вполне естественно: умный хамом и наглецом не будет – понимает последствия. Хамство и наглость – удел дураков. Патриотизм не в том, чтобы лелеять и оправдывать господлость. А прямо в противоположном. Так что живущий в Канаде Серебряков – патриот много больший, чем присосавшиеся к родине паразиты, кричащие о своем патриотизме.

И здесь можно было бы и закончить.

Но нельзя. Разговор о национальной идее здесь только начинается. Дело в том, что национальная идея страны не может быть идеей СЕГОДНЯШНЕЙ страны. Не бывает так, что сегодня нацидея одна, а пятьдесят или сто лет назад – другая. Национальная идея, то, что оформляет людей в народ и делает людей народом, живет сотни и даже тысячи лет. Не меняясь.

Тут Быков точно заметил, что героев "пацанами" не называют. Почему? А потому что пацан – олицетворение нижнего в человеке, а герой – высшего. Есть в нас и пацанство, и геройство. Но это разные вещи, несоединимые. Лед и пламя.

Апофеоз пацанства (по Быкову) или наглости и хамства (по Серебрякову) имеют место быть.

Мы сами, еще в начале 90-х выпустили этого джина из бутылки, пересадили воров из тюрем во дворцы, и возвели на трон Тень. Жаловаться не на кого. Дураками были. Дураками и остаемся...

Но я сейчас не об этом. Имеют они место в качестве доминанты политики и социального успеха – наглость и хамство. Врать, воровать и убивать тех, кому это не нравится, – это в самом деле то, чем живет государство и его высшие слои. Да и низшие слои против этого не протестуют – "согласные мы". Одобряем и поддерживаем.

Только это не национальная идея. Это помрачение рассудка. Эти годы так и войдут в историю – как "Годы помрачения". А национальная идея?.. Нет, национальная идея в России другая.

Только ее в РФ сегодня почти и не видно. Она глубоко подо льдом, сковавшим нашу духовную жизнь – подо всеми этими религиозными возрождениями и праздниками бездарности, подо всей ложью, которой, не смея возразить, внимает народ. А вот на Украине идея России вполне даже заметна. И в Грузии заметна. И в Прибалтике. Она, эта идея выводит народ на улицы против подлости. Она заставляет искать дотойные формы жизни.

Что это за идея? В чем она? Идея – в мечте о жизни, достойной человека. И в стремлении к этой жизни прийти, устроить такую жизнь.

Идея эта материализуется в формах весьма эфемерных: мечта, надежда, не вера даже... Но, и как свет далекой звезды, пусть даже и закрытой тучами, идея эта живет. И в исторической перспективе она, конечно, материализуется. Хотя немногим из живущих сегодня удасться увидеть ее торжество.

Пока же о ней нужно только помнить.

Сидя по уши в дерьме, нельзя зыбывать, где сидишь. И нельзя убеждать себя, что дерьмо – это райские кущи. Но равно нельзя и опускать в дерьмо голову, решая, что в мире, кроме дерьма, и нет ничего.

Есть...