"Русских трупов больше, чем в ужасниках": об одном запрещенном фильме
"Русских трупов больше, чем в ужасниках": об одном запрещенном фильме
27.01.2018г.
Что пишут
Реакция на запрет в России трэш-фэнтези "Смерть Сталина" в западных СМИ куда сдержаннее, чем можно было ожидать.
Британская вещательная корпорация, конечно, отозвалась заголовком "Полиция пресекла показ "Смерти Сталина" в кинотеатре"; рассказала, что старушкам-москвичкам Дине Вороновой и Элле Кац, которые были при Сталине школьницами, картина очень понравилась; напомнила, что "под Путиным появились тенденции к реабилитации Сталина несмотря на то, что он погубил и заточил много миллионов людей". Но дальше обычных штампов не зашла.
Ещё более вяло отозвался "Гардиан", закончив отчет о снятии фильма с проката "палитрой мнений" неких анонимных москвичей, одна из которых ещё младенцем запомнила ужасы сталинской эпохи, а другой, мужчина средних лет, считает фильм оскорблением страны.
Но и только.
Напомним: несмотря на отзыв прокатного удостоверения, один из артхаусных кинотеатров г. Москвы (под тем предлогом, что об отзыве проката ещё не пришло официального уведомления) решил хайпануть, провел премьеру "СС" и продал некоторое количество билетов на последующие сеансы - всего показывать картину планировалось десять дней. Сильный ход не совсем удался: в кинотеатр после первого же вечера пришли правоохранительные органы и дальнейшее пресекли. Деньги за билеты придётся возвращать.
Но для нас интереснее другое.
Почему мы не видим настоящего гвалта в СМИ передовых стран? Есть версия, что причина банальна.
Во-первых, в стране создания, Великобритании, кинофильм уже прокатился и собрал около 7 миллионов долларов. Мы понятия не имеем, много это или мало, потому что данные о бюджете фильма отсутствуют.
Во-вторых, в Северной Америке прокат начнется только в марте (согласно Википедии) или вообще непонятно когда (согласно Box Office Mojo). В любом случае скандал до этого времени не доживёт и продажи не подстегнет.
В-третьих и в-главных - как в случае с "Боратом" 2008 г., по понятным причинам не прокатывавшимся в настоящем Казахстане - едва ли создатели картины ожидали от России другой реакции.
Как отмечают даже хвалящие фильм западные критики, исторической точности в нём нету в принципе, "почтения к жертвам сталинизма" - тоже, зато "русских трупов в этой комедии больше, чем во многих ужасниках".
Иными словами - в картине представлена страна столь же уродливая и выдуманная, как и "Казахстан" Коэна, только эта названа "Советской Россией", а ведущие персонажи кровавого шапито названы по именам советских государственных деятелей.
Все это осознают.
И неприятие подобной "России" в настоящей России западные СМИ при всем желании не могут назвать "попыткой забыть историческую правду" (последней в картине не пахнет).
Поэтому гвалт поднимать особенно не на чем.
Стоило ли запрещать
...Сейчас, когда снятие картины с проката поддержали все вплоть до законодателей и Д. Пескова, мы можем честно сказать: мы не думаем, что эту картину следовало запрещать.
И дело не только в парадоксе "Окунавший воображаемого Сталина в торт Н.С. Михалков резко раскритиковал оскорбительную зарубежную ленту "Смерть Сталина"".

Дело еще и в том, что юридические основания отзыва прокатного удостоверения представляются довольно зыбкими.
Картина безусловно оскорбительна для миллионов граждан России - но раз государство не хочет, чтобы их оскорбляли, то оно для начала должно выработать минимальную идеологическую систему со списком приемлемого и неприемлемого. А уже потом нанизывать на эту систему конкретные решения.
Однако официальной идеологии у нас нет и вряд ли будет в ближайшие годы - несмотря на то, что идеологическая политика всё равно есть.
В отсутствие идеологии - идеологической политике определённо не хватает последовательности. По факту нынешнее состояние дает слишком широкий простор для субъективного суждения чиновников по каждому конкретному случаю.
От себя отметим: куда более последовательным, чем запрет, было бы изучение государственных контрактов, льгот и субсидий, получаемых прокатчиками подобного кина. И разъяснение им неписанных правил, которым они должны в своей прокатной политике следовать, если не хотят быть совсем бедными.
Если, конечно, государство само представляет себе эти неписанные правила.
Комментарии
Если, конечно, государство само представляет себе эти неписанные правила.
Переписала Светлана Сергиенко.