Курды и их стремление к независимости
На модерации
Отложенный
Волей истории и судьбы сложилось так, что курды являются самым разделенным народом, который не имеет своего государственного образования. Проживая в трех странах – Ираке, Сирии и Турции, – они разделены их границами. Но, тем не менее, курды не теряют надежды создать свое государство.
Так, после американского вторжения в Ирак, в условиях слабой центральной власти и молчаливой поддержки США курды начали быстро его строить. В результате в последние годы курды обладали в Ираке невиданной автономией, что позволяло им даже самостоятельно распоряжаться нефтью с имеющихся на их территории месторождений. Так, в декабре 2014 г. правительство иракского Курдистана и официальный Багдад заключили соглашение о разделе добытой на курдских территориях нефти, часть из которой курды продавали на международном рынке через Турцию. Наибольшего территориального влияния иракские курды достигли летом 2017 г., после совместного с армией Ирака, шиитским ополчением и США освобождения от боевиков террористической организации "Исламское государство" (ИГ) города Мосул. И тогда они стали предъявлять претензии на богатую нефтью провинцию Киркук. А 25 сентября курды провели референдум о независимости Курдистана, несмотря на то, что их отговаривали все соседи и их главный покровитель – Вашингтон. Почти все голосовавшие высказались за независимость. Причем голосование организовали даже на спорных территориях.
Между тем, решение курдов провести референдум о независимости против воли более могущественных стран, привело их к провалу. Сразу после референдума власти Ирака начали подумывать о введении в провинцию Киркук армии. И в ночь на 16 октября Багдад начал военную операцию по "освобождению", в результате которой иракская армия "отобрала" у курдов значительные спорные территории в северном и восточном Ираке. Эксперты считают, что они потеряли даже больше, чем имели в 2014 г. Курдский проект в Ираке с позором провалился. Иракское правительство вернуло себе все, что курды накапливали более десятка лет, и США ничего не сделали, чтобы помочь своим курдским "союзникам".
Как и в Ираке, надежды сирийских курдов на государство взросли на почве войны в Сирии, в условиях слабого центра, при дипломатической и военной поддержке со стороны США. За годы войны сирийские курды обзавелись широкой автономией в северной части Сирии на границе с Турцией, имеют на подконтрольной территории незаконные военные базы США, американский контингент и независимость от Дамаска. При этом сирийские курды, вытесняя ИГ и другие террористические банды, заняли и территории с преимущественно некурдским населением. В марте 2016 г. сирийские курды провозгласили создание на контролируемой ими территории Федерации Северной Сирии (Рожавы), состоящей из трех регионов или кантонов – Джазира, Евфрат и Африн. 22 сентября 2017 г. в самопровозглашенной сирийскими курдами федерации впервые прошли муниципальные выборы. На 19 января 2018 г. были намечены парламентские выборы. Официальный Дамаск не признал новое образование, однако выразил готовность к переговорам относительно курдской автономии.
Следует отметить, что в Турции, которая является унитарным государством, где нет национальных автономий, курды лишены школ и университетов на своем языке, их политические и гражданские активисты подвергаются преследованиям и арестам. Анкара считает террористами представителей "Рабочей партии Курдистана" (РПК), которая создала множество гражданских, общественных, профессиональных и политических организаций, легальных и нелегальных, опутав их сетью курдское сообщество. По мнению Анкары, фактически РПК создала в Турции нечто вроде параллельного государства со своими армией, налогами, подпольем и легальными культурными центрами, а также гражданскими объединениями. Причем вся эта корневая система раскинулась далеко за пределы страны, обрела прочные международные связи, военные базы, политическое представительство и контроль над трехмиллионным населением Рожавы (Сирийский Курдистан).
Беспокоясь за свою безопасность, Турция пытается максимально ослабить процесс укрепления у турецких границ курдских режимов в Северной Сирии, где сильные позиции партии "Демократический союз" и местного отделения РПК, и Северном Ираке. Власти Турции считают, что курдские группировки, в том числе партия "Демократический союз" и "Силы народной самообороны" при поддержке зарубежных стран и РПК собираются образовать на севере Сирии на границе с Турцией независимое курдское государство. Именно поэтому в прошлом году Анкара ввела в Сирию войска, заняв большую территорию между курдскими кантонами Африн и Джазира, чтобы не дать им соединиться. А 20 января 2018 г. Турция, начав военную операцию под названием "Оливковая ветвь", атаковала курдские формирования "Сил народной самообороны" и партии "Демократический союз" в районе сирийского города Африн.
Поскольку же обладающий стратегическим значением Африн – важный опорный пункт курдов на севере Сирии, турецкие власти заявили, что военная операция будет продолжаться до тех пор, пока курды не покинут его. Более того, турецкие войска продолжат наступление на сирийские территории и после взятия Африна и будут преследовать курдов вплоть до Евфрата.
О том, что Турция начнет операцию против курдских сил, Анкара предупреждала заранее, потребовав от курдов в течение недели покинуть их позиции. В свою очередь, Москва советовала курдам в Африне перейти под контроль Дамаска, чтобы избежать нападения Турции и разгрома курдских сил: тогда Сирийское государство станет единым образованием, несущим ответственность за свою северную границу. Требованием же Дамаска было возвращение нефтяных месторождений в Дейр-эз-Зоре. Однако курды умерить свои территориальные амбиции не согласились и отказались от предложения, надеясь на помощь США.
Также курды, включая наиболее влиятельную силу в Сирийском Курдистане – партию "Демократический союз", отказались от участия в Конгрессе по сирийскому вопросу в российском городе Сочи 29–30 января. Задача форума – создание комиссии по конституции Сирии и принятие итоговых документов. Ранее представители политических партий сирийских курдов поставили условие для своего участия в Конгрессе национального диалога в Сочи, заявив, что готовы принять в нем участие лишь в качестве представителей Федерации Северной Сирии, известной как Рожава, и уточнив, что не станут участвовать ни в какой другой форме или в качестве отдельных личностей.
Следует отметить, что большое влияние на курдов оказывает их главный спонсор – США. Именно США пытаются убедить сирийских курдов не вести диалог с Дамаском и поощряют сепаратистские настроения среди них. Вашингтон давно взял курс на создание альтернативных органов власти на значительной части сирийской территории. А его заявление о создании на севере Сирии воинского формирования "сил безопасности границы" из числа "Сирийских Демократических Сил", в основном курдов, придало им уверенность. Тем более что Пентагон, помогавший курдам оружием и военной техникой, поставил им переносные зенитно-ракетные комплексы, доставленные из Иракского Курдистана. Однако именно это заявление США о перманентной оккупации северо-востока Сирии с помощью 30 тыс. бойцов послужило поводом для начала турецкой атаки.
Между тем, Пентагон согласился с законностью оснований обеспокоенности Турции по вопросам безопасности и заявил, что Анкара была предельно открытой и предупредила заранее о воздушных ударах. Также было отмечено, что главное – это то, что "американские военнослужащие, находящиеся в регионе, не пострадают от операции Турции в Африне". При этом Пентагон предупредил силы самообороны курдов, что в случае их выдвижения с северо-востока Сирии в район Африн, где проходит операция ВС Турции "Оливковая ветвь", США прекратят их поддерживать. Как считают эксперты, "США не защищают кантон Африн и никогда не брали на себя ответственность за его защиту". И это объясняет тот факт, что Пентагону, который преследует в Сирии лишь собственные интересы, нет дела до интересов курдов Африна, которые от него никакой помощи не дождутся. Американцы ведь строят сирийский Курдистан с целью раздробления Сирии и перспективой создания единого Курдистана, с тем, чтобы закрепить свои позиции на Ближнем Востоке.
По словам сирийских политологов, "сейчас "Отряды народной самообороны" курдов не являются признанной военной или политической силой, но у них мощная военная организация, которую поддерживают США". Именно поэтому курды надеются на Вашингтон, который их не может защитить. Причем пример еще недавно процветавшего, а ныне утратившего и территории, и значительную долю своего экономического потенциала Иракского Курдистана их ничему не научил. А потеря Африна для судьбы самопровозглашенной курдской автономии Рожава в Сирии может оказаться не менее трагической, чем для иракских курдов утрата Киркука и его нефтяных полей. Однако курды слишком уверовали во всемогущество и расположение к себе американцев. В результате в Ираке и Сирии мы наблюдаем заносчивость и несговорчивость курдов, а также их неадекватную надежду на помощь со стороны США. В тоже время курды отказались от сближения с Дамаском, что было бы лучшим путем решения их национальной проблемы. Также курды отказались от участия в проводимом Россией в Сочи Конгрессе сирийского национального диалога, на котором была возможность обсуждать и курдскую автономию, что отодвигает ее создание в неопределенное будущее.
Комментарии