Кто мечтает о сильной руке первый от неё и погибает (про Сталина, для умеющих думать)

 

 

 

 

Тень «отца народов» к себе влечет не только коммунистов. Половина россиян оценивают

его роль в истории страны как в целом положительную. Стал популярным сбор подписей за установку памятников тирану и называния в его честь улиц, площадей и скверов. Если в конце 80-х – начале 90-х типичными сталинистами были пенсионеры, собиравшиеся на митинги с портретами вождя, то сегодня к ним примкнула значительная часть молодежи, ничего не знающая о репрессиях сталинского периода.

За пять с половиной десятилетий, прошедших со дня смерти Сталина, отношение к нему менялось несколько раз. В глазах общества он представал то великим политическим деятелем, допускавшим отдельные ошибки, то палачом, то фигурой в черно-белых тонах. Так или иначе, Сталина воспринимали в прямой связи с личной судьбой – своей и своих близких, он оставался реальным человеком, тридцать лет правившим в той стране, где мы жили.

Однако в последнее время наше отношение к Сталину претерпело качественные изменения. И дело не только в тоске по «крепкой руке», не только в том, что, по оценкам социологов, 42% россиян уверены, что стране необходим именно такой лидер. Фигура «вождя и учителя» все более мифологизируется. Перестав быть пугающей, она теперь, наоборот, стала привлекательной. Обыватель желает знать, что Сталин ел, с какими женщинами спал, где любил отдыхать и от чего умер. Если, в общем, не вызывает удивления то, что Сталину симпатизируют две трети людей старше 60 лет, не может не беспокоить однозначно позитивная оценка его деяний большим количеством молодежи. На вопросы социологов о роли Сталина в истории страны 36% отвечают: «Какие бы ошибки и пороки ему ни приписывались, самое важное – что под его руководством народ вышел победителем в Великой Отечественной войне».

По 20% заявляют: «Только жесткий правитель мог поддержать порядок в государстве в условиях острой классовой борьбы и внешней угрозы» и «Сталин – мудрый руководитель, который привел СССР к могуществу и процветанию». Наконец, 16% убеждены: «Наш народ никогда не сможет обойтись без руководителя такого типа, как Сталин, – рано или поздно он придет и наведет порядок».

У сталинизма юное лицо

Историки и правозащитники всерьез обеспокоены сотворением нового, «бархатного» имиджа Сталина. «Беда в том, что в нашем обществе так и не состоялось широкой дискуссии о недавнем прошлом – ее место занял поощряемый властью национально-державный патриотический миф, – рассказал «НИ» председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский. – Образ Сталина-диктатора с этим мифом не монтируется, зато в его контекст прекрасно вписывается образ человека, ведущего страну все к новым победам, вдохновляющего Чкалова на перелет в Америку, Папанина – на штурм Северного полюса, Курчатова и Сахарова – на создание атомной бомбы. Не думаю, что наверху так уж сильно хотят реабилитировать Сталина – просто упомянутый миф сам по себе влечет за собой его идеализацию. Но если нам от такого мифотворчества не откреститься, ситуация будет год от года усугубляться. Это тревожит, и более всего тревожно за следующие поколения, которые составят представление о нашей истории по таким учебникам, как скандально известное пособие Филиппова, рекомендованное высшими чиновниками для всех учителей средней школы. Вот и получается, что у сталинизма в России все более юное лицо».

Если воскресить Сталина нельзя, то можно попробовать реставрировать его культ. И делается это сегодня весьма активно. Так, в позапрошлом году небольшая, но очень инициативная группа жителей Санкт-Петербурга начала сбор подписей за установку памятника Сталину в одном из пригородов Северной столицы. Хотя энтузиасты не являются членами КПРФ, там к их идее отнеслись «с пониманием», о чем заявил второй секретарь Ленинградского обкома партии Николай Кучеров. Он, правда, выразил сомнение в успехе начинания: «Реализовать такое крупное мероприятие они не в силах. Брякнули, а выполнять не собираются. Попиариться – вот и все, на что способны. выдвигать – зачем людям обещать золотые горы? Дойдут руки – поставим памятник».