Утро "красной" мафии

В 1965 году стартовала так называемая реформа "Косыгина-Либермана". Именно их считают основными авторами реформы.

Хотя это мнение сильно натянуто. На деле Косыгин и Либерман были ее соавторами, а работал над ней большой коллектив авторов. Все началось во второй половине 1962 года.
Известный советский журналист и зять Н. Хрущева А. И. Аджубей вспоминал о проходившем начале подготовки той самой косыгинской реформы следующим образом. Во второй половине 1962 г. секретарь ЦК КПСС П. Н. Демичев показал ему письмо:
«…профессор Либерман обращался к Хрущеву с дерзостным, по тому времени, предложением глубоко и серьезно взвесить суть экономических принципов, лежавших в основе нашей экономической доктрины, отбросить ее догматические установки, перестать тратить энергию народного труда впустую и обратиться к проверенным мировой практикой принципам материальной оценки результатов работы человека: хоз-расчету, товарно-денежным отношениям, пониманию сути прибыли и ее роли в системе социалистического
хозяйствования. Демичев колебался: показывать ли письмо Хрущеву? Все же решил передать бумагу Никите Сергеевичу. Ждали. Какой будет реакция Хрущева? Достанет ли ему знаний, сил, смелости, хотя бы прагматического понимания поставленных проблем?»
Начался диалог. Тогдашняя экономическая дискуссия быстро выплеснулась за пределы узкого круга профессионалов на страницы центральной прессы. В апреле 1962 г. доклад Е. Г. Либермана прямо обсуждался на пленуме Научного совета при Академии наук СССР по комплексной основной проблеме «Научные основы планирования и организации общественного производства», а в сентябре вышла знаменитая статья в «Правде».
 
 
Концепция, предложенная харьковским профессором, выбивала "сердцевину" из плановой «сталинской» экономической модели: 
вместо существовавшей народной хозяйственной рентабельности — рентабельность отдельно взятого  предприятия

 
Менялась система планирования: предприятие после начала реформы становилось полноценным хозяйствующим субъектом, способным дальше самостоятельно принимать на себя риски и нести ответственность за принятые ими решения. План, намечая цели, не регламентировал пути их достижения. Централизовано задавался объем продукции в номенклатуре и сроки поставки.
Производительность труда, фонд заработной платы, штатное расписание, себестоимость, капиталовложения, новая техника — все это отдавалось на откуп «командирам производства».
Решить проблему «планирования от достигнутого» Либерман предложил с помощью шкалы плановых нормативов рентабельности. Скрыв резервы и получив заниженное задание — трудовой коллектив проигрывал — поощрение рассчитывалось по средней ставке между фактической и плановой рентабельностью.
Окончательно план реформы, ее проект был составлен по распоряжению Н. С. Хрущева в 1964 году.
По распоряжению Н. Хрущева проект реформы её курировал глава Госэкономсовета и зам. предсовмина А. Засядько.
Похожее изображение
Председатель Госэкономсовета А. Ф. Засядько стал организатором проекта реформы, он умер в 1963 г, так и не дожив до ее реализации

Публично старт будущей реформа был положен в августе 1964 года, когда  заместитель председателя ГКНТ (Государственный комитет СССР по науке и технологиям)  авторитетный академик В. Трапезников опубликовал в газете “
Правда” свою статью “За гибкое экономическое управление предприятиями”. 
Ознакомившись с этой статьей, Н. Хрущев начертал резолюцию: “Прошу рассмотреть, дать предложения”.  С целью разработать контуры реформы в ГКНТ была создана комиссия во главе с Л. Ваагом, главным специалистом этого ведомства, занимавшимся вопросами оценки экономической эффективности предприятий.  В комиссию входили В. Трапезников, З. Атлас, И. Бирман, С. Захаров, Л. Леонтьев, И. Малышев, Н. Петраков и другие.
В 1965 году под руководством А. Н. Косыгина, ставшего председателем Совета Министров СССР началась практическая реализация экономической реформы. С одной стороны восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, происходила ликвидация органов территориального управления хозяйством. Это было положительным явлением. Но все это перечеркивала реформа предприятий.
Картинки по запросу косыгин и брежнев
После отстранения Н. Хрущева его реформу начал проводить в жизнь новый глава Предсовмина А. Н. Косыгин

В 1965 году после начала реформы ЦК КПСС и Совет Министров опубликовал ряд решений, проводивших реформы из области практической теории в область практической реализации.
На первых порах реформа в самом деле давала положительные сдвиги, что сказывалось на показателях экономического роста, по сравнению с последней неудачной хрущевской семилеткой.
Однако затем началось падение экономического роста.  Реформа заведомо была обречена на провал тем что делала рентабельность основным критерием оценки деятельности предприятий и тем что делала их самостоятельными хоз. субъектами. Именно эти меры фактически создавали основу для укрепления красной директорской мафии и росту теневой экономики
 
Укрепление красной мафии
Безусловно теневая экономика в СССР была всегда, до Сталина, при нем и после. Но при Сталине теневая экономика носила сугубо маргинальный характер. Но именно реформа 1965 г. ломая прежнюю концепцию управления предприятиями, давала возможность интенсивного роста теневой экономики.
Раньше при Сталине все контролировалось из ГОСПЛАНА и отраслевых министерств, все   очень эффективно -- и группа А и группа Б и кооперативный сектор. Но реформа Косыгина фактически передавала часть функций отраслевых министерств и ГОСПЛАНА тысяча советских директоров.
Директорский корпус советский предприятий получил возможность:
1)  определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции
2)  за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство
3)  устанавливать торговые связи с поставщиками и предприятиями
4)  создания денежных фондов предприятия
5)  определять численность персонала, размеры его материального поощрения
Если раньше вышеперечисленные функции всегда определялись в органах власти -- правительственных структурах, ГОСПЛАНЕ, то теперь эти функции перешли к директорскому корпусу, который получил огромные возможности для того, чтобы извлекать из этого личную материальную выгоду.
Как же советские директора могли получать выгоду от этой деятельности? На самом деле реформа 1965 г. дала немало возможностей. 

При Сталине директора предприятий были проводниками решений правительства и ГОСПЛАНА, их работа оценивалась по натуральным показателям, от которых страна и общество получали выгоду
Но с реформой Косыгина натуральные показатели сменялись прибылью и рентабельностью, где деньги становились самоцелью


Перечислю выгоды полученные директорами  в таком перечне.
1) Присвоение "даровых" денег
Эта возможность возникла во время перехода предприятия на уровень самостоятельных хоз. субъектов. Предприятие выполняя заказы запрашивало определенную сумму на расходы -- но эти суммы часто превышали суммы существовавшей  объективной потребности в развитии конкретного производства.


Например государство платит предприятию 1,5 млн рублей, а оно выдает продукции на 1 млн. Фактически государство утратило полный контроль над финансовой политикой работавших предприятий.
Все потому, что предприятие само теперь могло выбирать номеклатуру продукции и оценивать стоимость производства, требовать столько дотаций, сколько они хотели (а не сколько было нужно)
 
2) Расширение денежных фондов предприятия
Такая практика была при Сталине, но она ограничивала возможность директорского корпуса, тем что создавало единую систему фондов стимулирования. Реформа 1965 г. реорганизовала систему денежного стимулирования, теперь определялись направление и использование денежных средств, но отсутствовала возможность возможности перераспределения финансовых средств предприятия между фондами экономического стимулирования и другими фондами.
Деньги оседали в фондах. Это было выгодно тем, кто держал эти фонды под своей "опекой", они могли снимать часть фонда на "личные нужды".

3)  Сокращение издержек
Директорский корпус мог стимулировать личную заинтересованность путем сокращения издержек во время производства. Происходило это несколькими путями, что во всех однако случаях вело к ухудшению качества выпускаемой продукции.
Чтобы сократить издержки (положив с экономленные средства к себе в карман) директора сокращали время, условия выпуска продукции. Часто экономили на всем -- на качестве материалов, на специалистах.
Ради экономии денежных средств директора не шли на техническое переоснащение своих предприятий, что вело к устареванию оборудования и ухудшению показателей качества.
4)  Сбыт продукции на черный рынок
Расширение самостоятельности предприятий (утрата государством строгого контроля за его хоз. деятельность) позволяло им отправлять часть неучтенной продукции на черный рынок. Теневые дельцы получали на руки дефицитный товар (произведенный на деньги государства). При этом их сбывался более качественный товар, а государству произведенный с издержками.
Теневые дельцы сбывали дефицитный товар на своем рынке, а директора предприятий огромную прибыль, которую они клали в личный карман.
Похожее изображение
В кино теневые дельцы показан как безобидные торговцы, однако на деле вся теневая экономика несла очень большие убытки государству

Именно сбыт продукции на черном рынке стало основным источником доходов теневой экономики и директорского корпуса
Фактически все что производила государственная промышленность, частью уходило на черный рынок. От детских игрушек, нижнего белья и вплоть до машин и топлива. Например в СССР в 1970-е крепко процветал «теневой» рынок бензина. Теневые деляги покупали у предприятий товар и продавали его на своем рынке. система была хорошо обкатана.
Процветал и рынок алькогольной продукции, часто товара производилась либо в подпольных предприятиях, либо нелегально закупалась у гос. предприятиях. Фактически можно сказать, что некоторые государственные предприятия на деле принадлежали к теневой экономике.

К теневой экономике относилось производство буквально всего

Все это касалось не только промышленности, схожая система управления сложилась и в сельском хозяйстве.
С годами теневая экономика росла и росла, достигнув по разным оценкам  доли около 20%, а по неоторым до 30% от общей экономики. По разным оценкам к началу 80-х годов в ней так или иначе были заняты до 20 млн.
Итак, теневая экономика -- теневые дельцы,  директорский корпус предприятий определенно выиграли от реформы А.Н. Косыгина. А выиграла ли страна? ответ однозначный, нет.
Во первых прожолжала падать производительность труда
 
Рост производительности труда подорванный реформами Хрущева продолжал падать после реформ Косыгина
Следовательно утверждения, что реформа имела целью поднять производительность труда являются заведомой неправдой
 
Реформа Косыгина не только способствовала дальнейшему падеению производительности труда, но и подорвала рост нац. дохода
 


Это были две реформы и они нанесли свои удары. Сильнее безусловно била реформа Косыгина. Итог вообще был крайне печальным.

Падал рост производственных мощностей. Вот статистика построения крупных промышленных предприятий в СССР

                    1928-1932                 1500
                   1933-1937                 4500
                   1938-1941                 3000
                   1945-1950 Построено новых и восстановлено 6200
                   1951-1955                     Более 3000
                   1956-1958                       2400
                   1959-1965                       5500
                   1966-1970                       1900
                   1971-1975                       2000
                   1976-1980                       1200

Уровень роста крупных промышленных предприятий имевшийся со времен Сталина резко сократился с началом реформы Косыгина
 
Фактически главным достижением реформы Косыгина было формирование нового класса в СССР, класса богатых. Который пускай и находились частично в тени.