Первый день войны. Воспоминание немецких ветеранов танковых войск о боях ВМВ.
Воспоминания командира полка, подполковника Эбербаха
Наш полк состоял из шести рот. В большинстве из них танки имели на вооружении только пулеметы (танки Pz I). Кроме того, у нас было несколько танков Pz II с 20-мм автоматической пушкой и Pz III с 37-мм пушкой в качестве основного вооружения. В 4-й и 8-й ротах имелись также 4 танка Pz IV с короткой (24 калибра) 75-мм пушкой. Укомплектованность офицерским и унтер-офицерским составом, несмотря на пополнения, даже близко не достигала штатной численности.
С первыми лучами солнца мы стояли на границе. Наша артиллерия открыла огонь в 4:45. Загорелось несколько домов. Наш стрелковый полк двинулся вперед. В 6:30 наш полк также получил приказ наступать. Двигаясь через Опатув – Вилковицко-Мокра-III, мы поддерживали наступление наших войск на Островы-Коцин. Это примерно 40 километров.
XVI армейский корпус в составе 1-й танковой дивизии, нашей 4-й танковой дивизии, 14-й пехотной дивизии и 31-й пехотной дивизии предполагалось использовать в качестве своего рода сокрушающего тарана посередине армии Рейхенау.
Продвижение вперед шло медленно. Дороги были забиты транспортом; мост через реку Лисварта был взорван. Нам пришлось форсировать ее вброд. Мы взяли наших мотоциклистов на заднюю броню танков. К счастью, ни одна машина не увязла. Мы вышли к Опатуву через Кшепице под пулеметным и артиллерийским огнем, отвечали из своих танков и достигли Вилковицко.
Прямо перед нами находились деревни Мокра – названные каждая соответственно I, II и III, – а за ними – непроходимый (для танков) лес. 2-й батальон атаковал и уничтожил польскую батарею; он прорвался через деревни и вышел на позиции в 400 метрах от леса. Из леса била артиллерия, противотанковые орудия и пулеметы. Никого из врагов видно не было.
Пули польских противотанковых ружей пробивали броню наших легких танков. Капитан Буц и лейтенант Лор были убиты; обер-лейтенант Снабович ранен.
Когда командир полка приказал 1-му батальону совершить обход справа и прочесать местность, командир батальона, подполковник Штенгляйн, был тяжело ранен. Оперативное командование батальоном принял на себя капитан фон Лаухерт.
Мы достигли опушки леса и постепенно зачистили ее. Наша артиллерия обеспечила поддержку. Слева от нас 36-й танковый полк также понес потери в ходе наступления. Полковник Брайт передислоцировал свой полк в Вилковицко и переформировал его. Пехота медленно продвигалась вперед к Мокре. Никаких приказов из дивизии не поступало, потому что там, в тылу, царила неразбериха. Командиру нашей дивизии со своим штабом приходилось силой возвращать деморализованных механиков-водителей боевых машин и колонны подвижных тыловых частей и подразделений обратно на фронт. Таким образом, наш полк оказался предоставлен сам себе у опушки леса. Стоило ли рисковать и продвигаться дальше?
В конце дня командир легкого взвода 2-го батальона, фельдфебель Габриель, посланный на разведку, вернулся и доложил: "В лесу и в деревне за ним неприятеля нет". 2-й батальон и полковой штаб немедленно двинулись вперед и пошли через лес. Они двигались, выслав вперед дозоры, и заняли круговую оборону. В то время 1-й батальон оставался в районе вокруг Мокры.
В итоге в этот первый трудный день войны наш полк все же добился успеха благодаря настойчивости, натиску и агрессивности. Первая линия обороны поляков оказалась прорвана. Командир дивизии отметил слаженные действия полка.
Цена, заплаченная за первый день войны, была высока: 15 убитых, среди них 2 офицера; 14 раненых, в том числе 3 офицера, и 14 танков. Нам противостояло польское элитное соединение: 1-я Волынская бригада.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Отчего-то часто, описывая предвоенную Польшу, ее армию называют слабой. Однако это далеко не так - только кадровая армия у Польши была боее 450 тысяч, не считая корпуса Пограничной стражи, а к утру 1 сентября 1939 года Польша развернула 24 пехотные дивизии, 3 горнопехотные, 8 кавалерийских и 1 бронемоторизованную бригады, всего более 1 млн. человек с военным опытом, а ведь еще какое-то количество военнообязаных было призвано и во время войны.
В войсках имелась достаточно современная на тот момент военная техника, в меньших количествах, чем у немцев, но зачастую мало уступающая по техническим характеристикам.
В кадрах кинохроники можно увидеть польскую пехоту и кавалерию того периода, а также и техники. Ниже представлено три разных отрывка из кинохноники парада Армии Польской в Варшаве в 1939 году.
Хороша ж "опереточная армия".
Кроме того, что была армия у Германии и Польши я никаких фактов не вижу. Вот, интерпретацию - да. Есть определение понятия "факт", поинтересуйтесь.
Неужели Вы считаете, что Гитлер был на столько идиот, чтобы устраивать провокацию в Гляйвице не будучи готовым к войне?
А разве Гитлер не был идиотом, совершив вероломное нападение на СССР, так почему нельзя считать его таким же в Польше.
Тогда и Наполеон - идиот, хотя никто его таковым не считает. Как так идиот Гитлер смог завоевать всю Европу, разбив превосходящую Францию, без войны забрав Чехословакию с превосходящим экономическим потенциалом. Ничего себе идиот!
Да, идиот круглый и тупой, которого и могла только выродить "западная цивилизация". Доказательство: ни Гитлер, ни Наполеон не достигли главных целей войны.
Если согласиться с Вашей точкой зрения, то в то время куда не кинь одни идиоты были, будь то во Франции, Англии и т.д. СССР оказался победителем, но какой ценой. Это с одной стороны. С другой, приобретения были потеряны уже через 45 лет и, более того, те страны на сегодняшний день исправно русофобствуют. Понятие "победа" не абсолютно во времени и пространстве.