«Кремлёвский доклад» Госдепа

Минфин США опубликовал список из 210 так называемых «друзей Путина» – российских чиновников и бизнесменов, которые могут подпасть под санкции. В так называемый кремлевский доклад попали 114 чиновников и 96 бизнесменов, при этом попадание в список не означает автоматического введения санкций.

В подготовленном Минфином США документе значится, что критериями попадания в него стали «близость к российскому режиму и совокупное состояние», превышающее $1 млрд. При этом доклад прямо поясняет, что «это не санкционный список и включение в него людей или структур не означает подпадания их под санкции США». Попадание в список не может быть использовано каким-либо ведомством США для введения ограничений в адрес перечисленных лиц и структур. Это, говорится в докладе, определяют отдельные законы.

Помимо лиц и организаций доклад прямо выделяет новую категорию — «парагосударственные структуры», которые «берут начало в советской плановой экономике». Они определены как предприятия, чьи доходы в 2016 году составили более $2 млрд и которые не менее чем на 25% принадлежат государству.

Авторы доклада сообщают, что после развала СССР экономика страны была в значительной степени приватизирована, но впоследствии «государство отвечало на финансовые потрясения, включая финансовый кризис 2008 года и введение санкций в 2014 году, чтобы нарастить долю государственного участия в экономике». В результате к 2016 году «парагосударственные структуры давали треть рабочих мест в стране и производили 70% ВВП».

Далее приложением к докладу идет список из 210 лиц, определенных как близкие к Владимиру Путину. Список сверстан преимущественно по формальным критериям. В него автоматически вошли все российские министры, советники президента, члены администрации президента, представители президента в органах федеральной власти, главы крупнейших госкомпаний, а также 96 крупнейших предпринимателей, отобранных по «имущественному цензу». Лица, уже включенные в санкционные списки США, отмечены звездочкой — таких 10% (21 из 210 человек).

В списке 43 фамилии крупных чиновников-тяжеловесов, среди которых Антон Вайно — руководитель администрации президента, его первые заместители – Алексей Громов и Сергей Кириенко, а также пресс-секретарь Дмитрий Песков. Рядом с фамилиями Вайно, Кириенко и Пескова отсутствуют «звездочки», которыми отмечены политики, на которых уже наложены санкции, поэтому «особо рекомендуемые» для потенциального попадания в санкционный список. В президентской администрации таких чиновников всего 8: Алексей Громов, Владислав Сурков, Владимир Козин, Андрей Фурсенко, Игорь Щеголев, Сергей Глазьев, Олег Белавенцев и Сергей Меняйло.

Все члены кабинета министров (31 человек) попали под удар, включая самого премьера Дмитрия Медведева, главу МИД Сергея Лаврова и министра обороны Сергея Шойгу. На «особом счету» находятся заместители председателя правительства Дмитрий Козак и Дмитрий Рогозин. Среди «иных высокопоставленных лиц» стоит отметить спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина, спикера Государственной Думы Вячеслава Володина и секретаря Совета безопасности Николая Патрушева.

Таким образом, официальный Вашингтон посылает совершенно четкий и ясный сигнал российской политической элите — под прицелом санкционной политики находятся все и каждый, вне зависимости от их положения, статуса и занимаемой должности.  

Определение согласно формальным критериям позволит держать под напряжением практически весь высший управленческий слой в России, ведь отложенная угроза хуже, чем угроза реализованная. Минфин США дал понять, что все находятся «под колпаком» и что за их действиями внимательно следят.

Вероятно, у лиц, которые прежде не фигурировали в американских санкционных списках, но вошли в «кремлевский доклад», действительно есть все основания для беспокойства. Включение в предварительные списки, конечно, по тяжести последствий и несопоставимо с санкционными ограничениями, но в целом уровень комфорта ведения бизнеса за рубежом и инвестирования существенно снизится. Упоминание в докладе подразумевает включение лица в группу «санкционного риска», поскольку, если сейчас OFAC не наложит на них ограничения, это может произойти в любой момент позднее. По идее, включение в список должно оказать существенное давление на партнеров, кредиторов и контрагентов, с которыми упомянутые в докладе лица взаимодействуют, а это может негативно отразиться и на их финансовом состоянии, и на возможности инвестирования и открытия счетов за пределами РФ – не только в США, но и в Европе.

В целом нынешний доклад является звоночком для российских политических и бизнес элит – предупреждением о необходимости пересмотра своих взглядов и приоритетов. Кроме того, Америка стремится продемонстрировать Москве масштабы своих санкционных возможностей, которые могут нанести непоправимый вред российскому государству. Другой важный посыл — национальные интересы США превыше всего, поэтому все попытки российских бизнес–лоббистов в Вашингтоне спасти своих клиентов обречены на провал.    

В Госдуме ожидаемо негативно отреагировали на публикацию документа. Заместитель главы комитета Госдумы по обороне Андрей Красов: «Это явный недружественный шаг со стороны США в отношении Российской Федерации и ее политики, заявил. Диалог не получается. Если Россию не слышат, в монологе мы не участвуем». Зампред комитета Госдумы по международным отношениям Алексей Чепа: «Это очередной шаг, который действительно ведет к напряженности отношений. Пока об этом говорить преждевременно, но дальнейшее нагнетание обстановки может приводить к этому. Само американское руководство не видит последствий этих действий — они ставят под угрозу отношения в мире между странами. И это может иметь очень-очень тяжелые последствия». С.М.Миронов («Справедливая Россия»): «Принятые в США антироссийские законы – это не санкции в общепринятом привычном смысле, не действия против отдельных лиц, конкретных компаний или рынков. Речь идет о комплексной долгосрочной стратегии, которая заключается в выстраивании жесткой системы глобальной изоляции нашей страны. Конечная цель – блокировать развитие России, которая в Вашингтоне видится сегодня главной и чуть ли не единственной угрозой сохранения американской гегемонии в мире».

1
396
1