Тайная часть "кремлевского доклада"

Ирина Алкснис, для РИА Новости

Вчера я про кремлевский доклад ничего не сказала. Сказала сегодня.

Что все это значит для России - вопрос интересный, но на него многие отвечают. На мой взгляд, не менее - а может даже более - интересно, что это значит для США.

Это, конечно, занимательное зрелище, как разные башни Вашингтона молотят друг друга так, что от репутации США как глобальной сверхдержавы только ошметки летят.

Вот только для Трампа это не проблема.

У него задача сделать Америку грейт эген, а не все эти глобалистские идеологические догмы предыдущих трех десятилетий. Так что он легко эту репутацию под нож пускает.

Пока российские и американские официальные — и не очень — лица дают приличествующие поводу и соответствующие их позиции комментарии в связи с так называемым "кремлевским докладом", опубликованным Минфином США, одна тема остается в основном за границами внимания экспертов.

Вся эта история наглядно показывает, как и почему Штаты теряют свой статус единственной глобальной сверхдержавы. А это интересно не меньше (может, даже больше), нежели реакция российской политической системы на новый вызов.

Следует признать, что замысел Вашингтона с "кремлевским докладом" изначально был абсолютно логичен и выглядел обладающим серьезным потенциалом в смысле эффективности: очертить круг членов российской элиты, к которым могут быть применены санкции на основе принципа экстерриториальности. Учитывая, что за последние годы похищения россиян американцами в формате "задержание практически в любой точке мира и передача в США с последующим получением длительных сроков заключения" стали привычными, угроза применения подобных методов к капиталам и активам выглядит тем более внушительной.

Муссировавшиеся в прессе последние полгода слухи и инсайды говорили о том, что многие крупные российские бизнесмены обивают вашингтонские пороги в попытках выяснить, есть ли их имена в готовящемся списке и что нужно сделать, чтобы в него не попасть. Более того, некоторые вполне официальные шаги отдельных бизнес-структур были расценены как попытка отвести от себя дамоклов меч. Именно так выглядело, например, недавнее заявление "Альфа-банка" о прекращении обслуживания предприятий российского ВПК из-за санкций, хотя банк и так их не обслуживал, поскольку не имел на это разрешения.

И вот "кремлевский доклад" наконец опубликован, и у значительной части экспертов вызвал почти замешательство. Во-первых, из-за своей всеохватности и объемности (в общей сложности 210 имен) он действительно стал сочетанием справочника госструктур и российского списка "Форбс". Во-вторых, он попросту небрежно составлен. В него попали некоторые лица, которым, в общем, в нем совсем не место, и в то же время списком забыты или проигнорированы совершенно очевидные претенденты. Яркий пример небрежности — включенный в список как глава "Россетей" Олег Бударгин, ушедший с поста в прошлом году, при том, что нынешнего главы компании Павла Ливинского в списке нет.

А в-третьих, список, по существу, оказался ни о чем, поскольку американским Минюстом было подчеркнуто, что сам по себе "кремлевский доклад" не несет никаких последствий для присутствующих в нём лиц.

Безусловно, все это можно интерпретировать и в негативном смысле:

— широкий охват означает, что прессинг российской элиты пойдет по всему фронту и без разбора по конкретным личностям;

— все погрешности и недоработки исправят в дальнейшем, а список в любой момент можно расширить;

— составление списка — только первый шаг перед началом конкретных и болезненных ударов по перечисленным там людям

— и т.д.

Действительно, такая точка зрения имеет определенные основания.

Проблема, однако, в том, что в медиаполе доминирует иное мнение. А именно: опубликованный "кремлевский доклад" — просто отписка администрации Трампа и не повлечет никаких серьезных последствий для России и ее элит. Рынки отреагировали на публикацию списка очень вяло, эксперты не ждут никаких потрясений. Рейтинговое агентство Moody's полагает, что российская экономика в состоянии справиться с новым санкциями, и рейтинг России может быть повышен. В американском конгрессе рвут и мечут по поводу профанации, которой обернулась публикация. Бывший американский посол в России Майкл Макфол назвал его "смехотворно широким и бессмысленным".

В этой невнятности действий американских властей как раз и таится куда более серьезная для них проблема, нежели просто противостояние с Москвой.

Для России, ее властей и элит ситуация достаточно проста. Есть понимание, что конфронтация с Западом — и с США в частности — продолжится, давление на страну и санкционные ограничения усилятся. В этом смысле опубликованный "кремлевский доклад" дает повод скорее облегченно выдохнуть, поскольку он предоставляет очередную передышку, которую можно использовать для дальнейшего импортозамещения, возвращения капиталов в страну и так далее.

Но для всего мира комбинация с "кремлевским докладом" показывает, что внутриполитические проблемы США все сильнее влияют на их внешнюю политику.

Опубликованный список стал частью закона, который был продавлен летом американским конгрессом, несмотря на сопротивление Трампа, в том числе и потому, что это было вторжением в президентские полномочия. В итоге Белый дом выполнил требования закона, но сделал это так, что вызвал обвинения едва ли не в саботаже.

И не так уж важно, чем руководствовалась администрация Трампа — желанием поставить на место зарвавшихся конгрессменов или собственным видением российско-американских отношений, которым, по мнению американского президента, вредит агрессивная русофобия. В данном случае важен результат.

А он таков, что в глазах всего мира в Вашингтоне правая рука не просто не знает, что делает левая, — это было бы еще полбеды. Все гораздо хуже: обе руки так интенсивно воюют друг с другом, что это наносит их стране на международной арене прямой ущерб — от имиджевых потерь до совершенно конкретных внешнеполитических провалов, будь то Ближний Восток, Корейский полуостров или политика в отношении России.